Здравствуй, дорогой читатель. Сегодня расскажу о моем деде Панове Андрее Григорьевиче 1901г.р. Он воевал в 365 Уральской стрелковой дивизии, которая существовала всего 3 месяца и 18 дней.
Как не стало дивизии
10.02.1942 полковник Щукин, командир дивизии, за отступление, за потерю боевой единицы по решению Военсовета 29 армии был расстрелян. Позднее решение о расстреле было признано незаконным.
Полковник Ветлугин, принявший командование, был ранен и попал в плен. Основная часть командного состава погибла. Были утрачены знамена, уничтожены все документы.
Дивизия в марте 1942 года расформирована, а в мае того же года исключена из списков Красной армии и насовсем пропала из истории Великой отечественной войны.
Её бойцы и командиры, отдавшие свои жизни в подмосковных и тверских лесах, были зачислены в «пропавшие без вести». Средний возраст солдат - 25-40 лет.
Сообщили, что погиб под Клином. оказалось не там
….С февраля 1942 года письма с фронта перестали приходить. В октябре 1945 года бабушка получила извещение, что дед пропал без вести в боях за Клин.
С тех пор мы считали именно так. У нас сохранились письма деда. Я держу в руках письмо датированное февралем 1942 года. Но в это время 365 дивизия уже вела бои за город Ржев. Там она попала в окружение и погибла.
Каждый год в Екатеринбурге собираются родственники бойцов этой дивизии. Есть замечательный человек - краевед А.П.Соловьев. На встречах от него мы узнаем все новые и новые подробности тех лет.
Он собирает воспоминания о дивизии-призраке от момента ее формирования до сегодняшнего дня. Идут раскопки, появляются новые истории, новые фамилии, документы.
Им написаны книги о жизни уральских дивизий. В одной из книг написано и про моего деда.
Мы всегда гадали: погиб или пропал без вести, может быть попал в плен под Клином. Только 2 года назад узнали, что его жизнь оборвалась в боях под Ржевом в печально известных Мончаловских лесах.
Соловьев А.П. часто приговаривает: ”Есть солдатская правда, а есть мемуары.” Ниже расскажу о солдатской, собранной по крупицам.
Голод и лишения начались при формировании дивизии
В августе 1941г. было принято решение о формировании новых дивизий. 365-ая проходила “сборы” в Еланских лагерях под Камышловом. Эшелоны отбывали на фронт каждый день под “Прощание славянки”.
Справка: дивизия - 12 000 бойцов и офицеров.
Есть было нечего. Тем кто жил рядом, родственники привозили еду, таким как мой дед приходилось туго - ждали посылок из дома, голодали.
Жили в вырытых землянках по 10-12 человек. Подъем в 5.00, отбой в 23.00. Только муштра до изнеможения, учение провели один раз.
365 дивизию грузили в эшелоны 7.11.1941. Для ее дислокации в Кинешму потребовалось 40 эшелонов. “Прощание славянки” сыграли и моему деду.
В Кинешме немного подкормили, не так, чтобы сытно, но и не совсем голодно. Дали зимнее обмундирование - тем кому досталось. Остальные пошли воевать в ботинках и пилотках .
Похоже моему деду не досталось теплой одежды. Только в декабрьском письме он написал, что выдали валенки. А зима была ранняя и суровая.
Я всегда радовалась, что морозы помогали в битве за Москву. Никогда не задумывалась, что холодно было и нашим солдатам. Очень много было обморожений конечностей.
За что предали забвению? За героизм
365 дивизия формировалась в основном из коммунистов. Настрой боевой, патриотический. Они первыми вошли в Клин, они гнали врага под Ржевом, оставив фланги позади себя. Это сыграло злую шутку. Они попали в окружение.
В начале февраля ворвались во Ржев, но пришлось отступить в Мончаловские леса. Боролись голодные, изможденные, обмороженные, но не сдавались.
Почти все офицеры были убиты. С теплом вспоминают ветераны политруков - они подавали пример и первыми погибали.
К своим пробивались по 10-15 человек. Связи не было. Хорошо если была карта. От Дивизии (12 000 человек) после Клина и Ржева из окружения вышло около 600 человек.
В одном бою за 3 дня полегло больше тысячи солдат. Немцы с колокольни поливали огнем. Похоронными бригадами были местные жители - пацаны лет 9-12, которыми руководили старики.
Если у солдата находили документы, вечерами жители писали письма родным, чтобы не ждали. Но погибших было очень много, большинство осталось лежать на земле до весны.
А весной уже никто не искал документы. Надо было предотвратить эпидемию. Так и получились “пропавшие без вести”.
Среди выживших моего деда не было.
Я читаю и перечитываю папины воспоминания: у меня был прекрасный дед - высокий, красивый, добрый, трудолюбивый и любящий. Папа вырос таким же, только не таким высоким.
Мончаловский лес с тех пор превратился в зловещее место, не любят его даже черные копатели, тем более грибники, ягодники и охотники. Там не поют птицы, царит жуткая тишина.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить важное.
Я считаю, что без великой жертвы моего деда, его товарищей не было бы Победы 9 мая 1945 года. А как и где воевали ваши родственники, пишите.