Найти тему
Зелёнка

Наша "Мона Лиза" и другие портреты Рокотова

Даже если вы вдруг никогда не слышали имени Федора Рокотова, то с картинами его, несомненно, знакомы. Процессию известных личностей на на его портретах (Граф Шувалов, князь Павел Петрович, граф Орлов, поэт Майков) возглавляет Екатерина II – персонаж "петербургского периода" в творчестве автора.

Занятный факт: все варианты знаменитого коронационного изображения писал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью – «запатентовал» идею. Ученики, может, и не превзошли своего учителя, но, по крайней мере, не отстали от него. В образе чувствуется благородство и спокойное величие, мастерски передана текстура тканей. Что-то вроде живописной оды императрице, иллюстрации к стихам Ломоносова.

Коронационный портрет Екатерины II
Коронационный портрет Екатерины II

Интересно сопоставить парные портреты художника, выполненные на контрасте – это уже "московский период". Например, «Портрет неизвестной в розовом платье» и «Портрет неизвестного в синем кафтане».

Да, «звезды» XVIII века – не единственные персонажи полотен, у Рокотова немало портретов-инкогнито, персонажи которых определяются лишь одним предметом гардероба («Портрет неизвестного в треуголке» и т.д.).

«Очень сюрреалистично!» – восторженно замечает мой приятель, итальянец-искусствовед Лучо Джулиодори на давней выставке в Третьяковке, указывая на головной убор пожилой дамы с «Портрета неизвестной в белом чепце».

Надо сказать, что черты сюрреализма он находит примерно в 70% картин. Сначала мне кажется, что это что-то вроде профессиональной деформации, ведь Лучо специализируется в изучении данного направления живописи. А потом мне и самой начинает казаться, что прическа, как у В.А. Обресковой даже не снилась Дали и Магритту... Посмотрите, может, не у одной меня галлюцинации? Но, конечно, дело в сюрреалистичности не художественной манеры классициста Рокотова, а моды той эпохи.

Портрет В.А. Обресковой
Портрет В.А. Обресковой

Рокотов написал немало картин для украшения недвижимого имущества общественной верхушки той эпохи. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенных гостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдобривать демонстрацию портретов рассказами о благородстве своей семьи. 

Рокотов написал немало таких портретов для усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы).

На выставке Рокотова в Третьяковской галерее, которая проходила четыре года назад, зритель мог без труда мысленно воссоздать дворянские интерьеры того времени. В этом ему помогали предметы мебели из этих самых усадеб, которые экспонировались наравне с картинами. Помню, как тогда мне особенно запомнился портрет А.П. Струйской:  глубокие коричневые глаза – первое, что видишь на картине, выполненной в серовато-пыльных тонах.

Портрет А.П. Струйской
Портрет А.П. Струйской

По возвращении с выставки я нашла портрет в интернете – он ли это? И да, и нет. Симпатично, но не более. Ничего общего с тем ощущением, которое испытываешь при живом осмотре картины. Не меня одну поразил взгляд русской Мона Лизы (простите мою напыщенность – не могу побороть желание так назвать прекрасную даму с картины):

Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

– писал Н.А. Заболоцкий в 1953 году об этом портрете.

Интерьер выставки Рокотова в Третьяковской галерее в 2016 году
Интерьер выставки Рокотова в Третьяковской галерее в 2016 году

Галерея лиц эпохи, справочник по прическам, модным в то время, сюрреалистические изыски или же просто красивые портреты, которыми приятно любоваться – каждый найдет в творчестве Рокотова что-то свое!

Делитесь статьей с друзьями в соцсетях, а со мной своими мыслями в комментариях!

-8