ДУРА lex – sed lex: когда исполнение футбольных законов становится самоцелью.
Сегодня мы привыкли к тому, что свисток об окончании матча звучит в момент игровой паузы, пусть и самой маленькой. Даже когда владеющая мячом команда непрерывно атакует, судья, как правило, ждет, чтобы соперник перехватил или хотя бы отбил мяч. Ну а если на последних секундах рефери ставит стандарт — то дает исполнить его в любом случае. Или не назначает вовсе.
Но так было не всегда. 3 июня 1978 года на чемпионате мира в Аргентине сборная Бразилии играла со шведами. На последней минуте второго тайма, при счете 1:1, английский судья Томас Клайв назначил угловой удар у ворот сборной Швеции. Нелиньо подает – и Зико в прыжке головой отправляет мяч в сетку. В это же самое мгновенье раздается свисток: рефери характерным движением рук сигнализирует: матч закончен, гол не засчитан.
«Время матча истекло во время полета мяча» – прокомментировал позже свое решение рефери.
Судью из Уэльса футболисты тех лет называли Primer — «Букварь». Его педантичное соблюдение буквы закона не раз сбивало темп игры, когда Томас заставлял повторять вбрасывания, выполненные не с той точки, или свистел за малейший толчок. Но вернемся на стадион Эстадио Хосе, к не засчитанному голу. В правилах сказано:
«После свистка все активные действия прерываются. Если последнее активное действие – это удар по мячу, то все, что происходит после удара является не действием, а следствием».
Проще говоря, если бы прямым ударом с углового забил Нелиньо – гол был бы засчитан. А так как последним у мяча оказался Зико… Но вся штука в том, что свисток прозвучал не во время полета мяча, а во время удара Зико. Что явно слышно на всех видеоповторах.
Так кто прав, кто не прав в этом невероятном эпизоде? Рефери? Секундомер? Или раздосадованный Зико? А как вы считаете?
Сон в ногу. Трагикомичная история на ЧМ-82
Судья, который смог. Как арбитр забил два гола за один матч
Источник обложки: gettyimages.com