Поздравляю всех, зашедших на мою страничку, с Днем Победы! Желаю всем нам мирного неба над головой сегодня и всегда! Пусть наши дети, внуки и правнуки знают о войне лишь из воспоминаний, книг, театральных постановок и фильмов.
В этот день стараюсь быть со своими мамой и тетей, знаю как тяжелее и тяжелее с каждым годом дается им этот праздник.
Воспоминания накрывают...Оживают картинки из детства: солнечные - довоенные и страшные, буквально, с самых первых часов войны.
На первом фото вся мамина семья - сделано оно , примерно, в 1935 году.
Мама младшая в семье (1932г.р.), пятая.
Родители моей мамы родом из Саратовской области, там родились старшие братья и сестры. В начале 30х семья переехала в г. Ефремов Тульской области, там и родилась моя мама.
К сожалению, я мало что знаю о своих бабушке и дедушке - в юности было не до этого, а сейчас каждый вопрос к моим старикам вызывает горькие воспоминания и слезы, т.к. их детство это война и потери.
И все же, я кое-что собрала по крупицам и вместе с еще одним родственником, мы постарались записать для себя, для своей дочери и внуков военную историю семьи. Чтоб помнили.
Итак, г. Ефремов - семья обжилась на новом месте. девочки подрастали. Старшие сыновья взрослели, учились, получали профессии.
Старшего сына, Федора (1918г.р.), призвали в армию, отслужив, он остался сверхсрочно. Закончил военное училище в звании лейтенанта и был направлен на службу в Западную Белоруссию.
Средний сын, Александр (1921 г.р.) в Ефремове прошел подготовку в аэроклубе, а когда пришло время определяться с профессией, поступил в летное училище.
Впереди целая жизнь...
Но 1 июня 1941 года умирает отец - семья собралась вместе. Теперь ответственность за мать и младших сестер легла на плечи старших братьев.
К тому времени Федор служил в местечке Едвабно под г.Белосток - женился и совсем недавно у него родился сын.
Решено, он забирает мать и девочек к себе в воинскую часть. Место найдется всем.
Отметив, как полагается, 9 дней со дня смерти отца, семья собирается и отправляется в путь.
Когда я слышала эту историю от мамы, то каждый раз задавала себе вопрос - ну неужели он не мог предположить, что это опасно, неужели не чувствовал? Ведь служил на границе, именно там, где и началась война...
На новом месте обжиться не пришлось, приехали налегке, даже вещи и утварь еще были в пути. Несколько дней всего лишь прошло и вдруг - ВОЙНА!
Федора на рассвете подняли по тревоге и вызвали к руководству. Через некоторое время прибежал солдат с запиской от брата и велел собираться быстро, взять самое необходимое, документы и еду на один день - срочная эвакуация.
Две женщины (мать и сноха) и четыре ребенка (один из них грудной). Моей маме на тот момент было не полных 9 лет.
Похватали нехитрые пожитки...Федор посадил их в машину и напутствовал: "ничего не бойтесь, это продлится недолго, в Минске я вас найду".
Больше семья его не видела. Уже спустя несколько лет после войны из какой-то газеты, случайно дошедшей до родственников в Саратове, стало известно, что Федор Иванович Севастьянов вступил в бой с фашистами в первые часы войны, потом воевал в партизанском отряде и пропал без вести.
До Минска они не доехали - налетели вражеские самолеты, успели укрыться в придорожном лесу, машину разбомбили. Вместе с машиной сгорели все нехитрые пожитки и документы. Так мама и ее семья превратились в беженцев. Присоединились к толпам таких же - все двигались на Восток. По шоссе, босиком, без воды и еды - лето 41го выдалось жарким. Иногда на грузовиках догоняли военные, красноармейцы из своего пайка подкармливали и давали напиться. Часто были налеты, немцы двигались по пятам, налетающие самолеты узнавали по свастикам и тогда прыгали в кюветы.
Армия отступала... сколько дней шли мама не помнит уже, но ужас и то, что творилось вокруг память держит цепко. Без слез слушать это невозможно. Города обходили стороной, т.к. они подвергались массированным обстрелам. От одного из КПП часть беженцев наши военные посадили на грузовики и довезли до станции откуда уходил эшелон в тыл. Так удалось спастись.
После долгих мытарств женщины и дети вернулись в Ефремов, но опять не на долго. Немцы рвались к Москве, город оказался в прифронтовой зоне, его постоянно бомбили.
От старшего сына не было никаких известий, зато Саша прислал весточку. На тот момент он учился в Таганрогском военном училище.
Как мог он начал заботиться о семье. Сохранилось очень трогательное письмо к маленькому племяннику, сынишке старшего брата. Столько нежности в этом письме к малышу.
Когда немцы подошли вплотную к городу, то была объявлена эвакуация в Сибирь и нужно было опять собираться. Все были измучены скитаниями и голодом, но и оставаться в оккупации было опасно для семьи военных. Но не в Сибирь поехали, а на родину бабушки - в Саратовскую область.
Добрались, приняли как родных, местные власти выделили семье заброшенный домик, дрова.
Женщины работали. Малыша отдали в ясли - там хоть кормили. Не думали, что это обернется новой трагедией. Детей накормили кашей из протравленного зерна, многие отравились. Те, кого дома отпаивали коровьим молоком поправились, а Геночка не справился. Похоронили.
Это уже третья потеря за последние месяцы.
Зимовали очень тяжело. мама вспоминает, что не было теплой одежды и обуви - в школу ходили по очереди, были одни тапочки и одно пальто на всех. Помогали сердобольные соседи: кто картошки принесет, кто тыквы. Что-то удавалось зарабатывать женщинам - так и жили. По очереди переболели тифом - от холода и голода.
Летом стало легче - выжили.
Но беды на этом не закончились. Простудилась и тяжело заболела Мать, ее положили в больницу, старшая из дочерей (моя тетя Вера) ухаживала за матерью, а ей на тот момент было всего 14 лет. Дома остались две сестры: моя мама - 9 лет и тетя Зина - 12 лет. Справились.
Свою маму они похоронили 22 марта 1943г. - на своей малой родине она обрела последний приют, рядом с внуком.
Сестренки осиротели. Средний брат заканчивал летное училище - ускоренные курсы и готовился стать боевым летчиком, как и все тогда, рвался на фронт. Но сердце было не на месте, нужно было решить судьбу младших сестер.
Саше дали краткосрочный отпуск и он приехал, чтоб решить что делать.
Ему на тот момент, думаю, 20-21 было. Сейчас трудно себе представить молодого человека в этом возрасте, решающего такие проблемы, а тогда быстро взрослели и становились мужчинами.
Он понимал, что полуголодных и полураздетых девчонок оставить в этой деревне это оставить на смерть - одни они уже не потянут.
В городе Горьком жила со своей семьей тетя девочек по материнской линии, она то и приютила их у себя. Своя семья из 5ти человек , да три племянницы - разместились в комнате 16м2.
Жили тесно, трудно, но дружно. Тетя хлопотала перед райисполкомом о выделении девочкам хоть какого-то угла. Помог в этом и брат Саша - через командира своей воинской части было отправлен запрос в город и девочкам выделили комнату 12ти метровку в бараке.
Так началась новая жизнь.
Теперь заботу о семье взвалила на себя старшая из сестер - Вера. Моя тетя Вера, мой ангел-хранитель - ее уже давно нет с нами. Она прожила трудную, тихую и по своему красивую жизнь и так же тихо и красиво ушла в возрасте 72 лет. Большего организм не выдержал - так много ей досталось в детстве.
Ну а тогда девочек держали на плаву Саша и надежда, что все это скоро закончится и они наконец-то заживут спокойно.
В нашем семейном архиве чудом сохранилась фотография семьи маминой - не понимаю как она уцелела, возможно, кто-то из дальних родственников передал ее.
А вот Сашины письма из училища, а потом и с фронта береглись как самое драгоценное, что осталось на память.
Я их приведу в хронологии. Сначала они адресовались матери, а потом старшей из сестер - Вере.
Если интересно - листайте карусель.
Посмотрите на эти лица - молодые, веселые - вся жизнь впереди.
Сколько их дошло до победы?!
Все письма пронизаны заботой и участием в жизни сестер. Никаких жалоб на трудности и собственные лишения и это пишет совсем юный человек - трудно себе представить.
Было еще одно письмо и последнее. А потом похоронка: В воздушном бою 22 февраля 1944г. младший лейтенант ...был сбит. Похоронен - неизвестно.
Три сестры осиротели еще раз.
Вот такая история обыкновенной семьи.
Живы моя мама и ее сестра Зина - обе живут в Нижнем Новгороде (г.Горький), там же похоронена старшая сестра Вера.
Тете Зине в 2019г. исполнилось 90 лет, она полностью ослепла, но до сих пор на ногах и сама о себе заботится. Говорит:" я зажилась, наверное это я проживаю за всех из нашей семьи, кто рано ушел." Жива и моя мама, ей 87 лет.
В этом году мы с дочерью собирались пройти с портретами в строю "Бессмертного полка", но вот не получилось. Поэтому и решила написать здесь. Волнительно, сумбурно и очень сжато получилось. Эмоции переполняют, но понимаю, что в каждой семье есть своя подобная история и не хочу грузить дополнительно.
Это моя дань памяти...