Прекрасный модерн, последний "большой стиль" часто привлекает внимание, даже если вы просто шли по своим делам. Но как быть уверенным, что перед тобой именно модерн?
Я подготовила для вас небольшой список характерных особенностей модерна, которые обязательно помогут вам
Но для начала немного истории
Временные рамки существования и развития стиля определяют концом XIX века и началом XX
Всего около 30 лет, в разных странах эти границы немного плавают Например в россии модерн существовал около 15 лет
Для архитектурного стиля это очень небольшой промежуток. Для сравнения готика существовала в районе 300 лет, барокко 100 лет, а тут всего 30
Модерн пришел на смену эклектике, то есть смешению различных стилей. Декоративные элементы заимствовались из стилей предыдущих эпох и архитекторы того времени очень устали от отсутствия свежих идей
Архитектура требовала перемен и желание этих перемен буквально витало в воздухе. Практически одновременно в разных странах возникали кружки и группы художников, которые начинали творить в новом стиле
Модерн вдохновляется природой, как чем-то очень близким человеку и тем, чего человек оказался лишен живя в городе
Родоначальницей модерна в сфере декоративно-прикладного искусства считается Англия и группа художников прерафаэлитов во главе с Уильямом Моррисом
Но, повторюсь, практически одновременно в Вене начинает творить Йозеф Мария Ольбрих, в Париже Эктор Гимар, в Барселоне Антонио Гауди. Поистине великие архитекторы
В каждой стране, в которой модерн проявился, он впитал местные культурные особенности и получил свое название
В России это модерн
Во Франции и Бельгии - ар нуво
В Германии Польше и Чехии - югендстиль
В Австрии - венский сецессион
В Испании - модернизмо
В Италии - Либерти
В США - Тиффани
В Швейцарии - еловый стиль
В Англии - стиль Макинтош
И как же тогда понять, что перед нами модерн, если в каждой стране он выглядит по-разному?
Есть признаки по которым вы можете отличить этот стиль, объединяющие, казалось бы непохожие здания:
- Отделка фасадов глазурованным облицовочным кирпичом или "кабанчиком". Пожалуй, самый любимый вариант отделки московских архитекторов. Он так красиво играет на редком московском солнце
- Окна разнообразной формы и размера. Причем может получиться так, что ни одно окно на фасаде не повторяется. Модерн это время, когда начали широко использоваться железобетонные конструкции и архитекторы получили возможность делать окна любого размера. Так например появлялись поистине большие для того времени окна
- Растительные мотивы, которые встречались и на фасаде и в интерьерах. Все началось с прерафаэлитов, которые устали от городского смога и хотели вернуть человека в природу. Затем появился "удар бича" Германа Обриста. Это было шерстяное вышитое полотно, которое официально называлось "Цикламен", представленное на всемирной выставке и вдохновившее художников и архитекторов. Повсеместно начали появляться плавные, кривые, тягучие природные линии
- Кованые элементы. Балконные решетки, ажурные ограды, кронштейны и декоративные элементы на крыше. Чаще всего их можно встретить в стилистике ар нуво во Франции и Бельгии и уже оттуда они получили распространение по всему миру
- Женские головки, лорелеи. Конец XIX века - время усиления женской роли в семье и появления движения суфражисток. Также модерн воспевал женскую красоту. Вот одни из причин популярности женского образа в декоре модерна
- Майоликовая плитка. В декоре часто используются отдельные элементы или целые панно, выполненные из майоликовой плитки
- Изображение животных и в целом символов. Модерн очень любил символы. Фасады и интерьеры буквально сотканы из различных элементов, рассказывающих историю владельца или назначение здания
- Сочетание материалов, разных по фактуре и цвету. Часто использовались местные отделочные материалы. Различие структур визуально подчеркивало фасад и разделение по этажам