Жанр комедии – один из самых субъективных жанров искусства. Невозможно создать комедийные фильм, рассказ, картину или пьесу, чтобы нравилось всем. Кто-то готов смеяться уже с анекдота про повесившегося колобка, кому-то нужно, чтобы шутка содержала по меньшей мере отсылку к неизданной пьесе Бернарда Шоу, переведенной на суахили.
Так уж вышло, что одним из наиболее близких моему сердцу комедийных жанров стали советские комедии. Можно ли из всего многообразия выделить 11 лучших? Наверное, нет, но я все же попытаюсь.
Этот топ – чисто мое мнение. Если вы не увидите в нем какой-то ваш любимый фильм, не спешите бежать в комментарии с возгласом «А где же (название фильма?!». Если этого фильма нет, то возможно, он просто расположился в моем общем рейтинге ниже 11-го места. Если вам будет легче, то пусть будет на 12-м:) Ну а пока, вот мои любимые советские кинокомедии. Приятного прочтения-воспоминания!
11. «Бриллиантовая рука» (Леонид Гайдай, 1968)
Фильм с невероятно смелым для своего времени юмором, но по каким-то причинам именно он у меня отложился первым в детских воспоминаниях о советском кино. Не знаю, как так вышло.
В «Бриллиантовой руке» Гайдай элегантно высмеивает штампы и стереотипы гангстерских и шпионских фильмов, при этом не забывая рассказать довольно увлекательную историю. Попробуйте представить этот же фильм без комедийных элементов – получится неплохой триллер, с погонями, перестрелками, драками, скандалами-интригами-расследованиями.
Есть известная легенда, что Гайдай якобы прилепил в конце фильма ядерный взрыв и заявил комиссии Госкино, мол, убирайте что хотите, но ядерный взрыв оставьте. Комиссия так настаивала на том, чтобы ядерный взрыв убрали, что не стала придираться к ряду других смелых сцен вроде знаменитого стриптиза.
Лично я сомневаюсь в реалистичности этой истории, хоть ее и подтвердила вдова Гайдая Нина Гребешкова, сыгравшая в «Бриллиантовой руке» жену СеменСеменыча. Слишком уж много в ней нестыковок, и я вполне допускаю, что Леонид Иович сам ее сочинил ради смеха, такой уж он был балагур по жизни.
Впрочем, и без ядерного взрыва фильм получился достаточно легендарным и цитируемым.
10. Служебный роман (Эльдар Рязанов, 1977)
Этот фильм был по большому счету театром двух актеров. Да, в «Романе» был ряд второстепенных запоминающихся персонажей вроде Веры, Самохвалова или даже Бубликова, но все внимание все же крадут Фрейндлих и Мягков. Алисе Бруновне удалось шикарно изобразить сперва мымру, а затем и красавицу, ну а Мягков отлично воплотил образ стеснительного мямли, постепенно набирающегося смелости. Следить за развитием их персонажей, их местами неловкими, а местами вызывающими диалогами было одно удовольствие.
Эльдару Рязанову вообще очень хорошо удавались романтичные истории о несчастных людях. И, пожалуй, «Служебный роман» - квинтэссенция этого аспекта его творчества.
9. Собачье сердце (Владимир Бортко, 1988)
Экранизировать Булгакова – это всегда огромный риск. Уж слишком неоднозначные у него произведения и слишком сильна фан-база, которая готова живьем съесть, если режиссер сделает хоть что-то, не отвечающее их представлениям об идеальной экранизации. И Бортко удалось практически невозможное – идеально пересказать повесть Михаила Афанасьевича. Блестящее попадание в образы и в атмосферу эпохи (более чем оправданное использование черно-белой пленки). Ну и снова вневременное произведение, которое до сих пор актуально в нашей стране. «Разруха не в клозетах, а в головах».
8. Джентльмены удачи (Александр Серый, 1971)
Как точно кто-то подметил, самую известную комедию Данелии снял не Данелия.
И еще один фильм, который помимо хорошего юмора обладает еще и неплохим детективным сюжетом. Причем разгадку нам вываливают уже на первых минутах, но мы даже не обращаем на это внимания. Ну это ж комедия, какие тут сюжетные повороты!
Но главное в фильме, конечно, не детектив. Главное (после юмора, конечно) – это очень трогательные и обаятельные герои. Вроде и преступники они, но у каждого есть проникновенный момент, в который от всего сердца начинаешь им сопереживать. Федя после встречи с бывшим одноклассником, скучающий по дому Василий Алибабаевич, ну и конечно письмо детей Хмыря, а до этого его слова «я умер». Жизнь может порой повернуться не так, как ты ожидаешь. И злодеи – это зачастую герои, о которых просто не успели написать балладу. Именно эту мысль через уморительные шутки доносит до нас фильм.
7. Гараж (Эльдар Рязанов, 1979)
Один из рекордсменов по количеству известных актеров на экране. И представитель одного из моих любимых жанров – герметичное кино. Все его действие (кроме малюсенкой сцены с товарищем женихом) происходит в одном помещении. Как обычно в советском кино, «Гараж» переполнен крутыми запоминающимися цитатами. И, как часто бывает у Рязанова, истории тихих скромных людей, которые тоже могут иногда подать голос и тоже могут хотеть кусочек счастья. И ближе к концу уже так проникаешься симпатией к большинству персонажей, что искренне переживаешь, кому же достанется этот злосчастный крестик.
Единственное, что мне кажется неудачным в фильме, это роль Ии Саввиной. Понимаете, ну не получается у меня верить в то, то она отрицательный герой. Слишком уж у нее глаза добрые. И больше всего ей веришь в сцене, где она через дверь беседует с мужем и просит передать внуку, что бабушка улетела на ковре-самолете. А когда она играет жестокого зама, не верю. На мой взгляд, главный мискаст в фильмах Рязанова.
6. Формула любви (Марк Захаров, 1984)
Ну не все же в топе быть комедиям с двойным дном и серьезным подтекстом. Должно же в нашей жизни быть местечко легкому фарсу? Очень смешная и простенькая история, построенная по принципу «столкновение города с деревней». Утонченность и изысканность графа Калиостро не ценят по достоинству жители русской провинции, и это рождает множество комичных ситуаций. И комичных реплик. Нам кузнец не нужен, как говорится!
5. Большая перемена (Алексей Коренев, 1973)
Эту комедию я в свое время посмотрел в деревне. За четыре дня, как полагается, по серии на день. Меня еще в детстве очень умиляло смотреть на то, как взрослые и вроде как состоявшиеся люди переживают и ругаются из-за таких детских вещей, как оценки в школе и прогулы.
Многие критикуют «Большую перемену» за ее лайтовость, мол, довольно поверхностный фильм, поверхностные образы. Но лично мне она за это и ценна. Да, все довольно наивно, но именно в наивности и заключается прелесть этого фильма. Так трогательно смотреть, когда на финальных титрах все пары разрешают свои проблемы, и даже Полина возвращается к Нестору.
Вообще «Большую перемену» я считаю одним из самых недооцененных советских фильмов. Ее банально многие не смотрели – из-за хронометража и не самой известной фамилии режиссера.
4. Покровские ворота (Михаил Козаков, 1982)
И еще один весьма наивный и поверхностный, на первый взгляд, фильм. Не ищите серьезного подтекста, глубинных смыслов или многоуровневых посылов. Просто невероятно уморительный перенос на экраны театральной постановки (отсюда, наверное, и театральная игра многих персонажей). Персонажей много, но запоминаются абсолютно все, даже эпизодические вроде еврея, заставляющего Яшеньку играть на скрипке.
Ну а финальные меланхоличные слова Козакова я в последние годы все чаще употребляю по жизни: «Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась? И только ветер в аллеях Нескучного сада заметает твои следы»…
3. 12 стульев (Леонид Гайдай, 1971)
Споры о том, какая экранизация повести Ильфа и Петрова лучше, не утихнут, наверное, никогда. Чаще всего у людей срабатывает синдром утенка, и они называют лучшей именно ту, которую увидели первой. У меня однозначного мнения на этот счет нет. Захаровская версия снималась полностью в павильоне и потому смотрится порой победнее. Но зато у Гайдая нет такой запоминающейся песни. Остап Бендер мне больше нравится в исполнении Гомиашвили, но зато Папанов, кажется, родился для роли Кисы.
Но все же в этой битве я отдам предпочтение Гайдаю, поскольку сюжет он перенес ближе к оригиналу, к тому же добавил несколько своих фирменных приемов вроде мультяшных погонь.
Ну а сам фильм… Ну что тут говорить, прекрасное воплощение великолепного первоисточника. Заседание продолжается!
2. Иван Васильевич меняет профессию (Леонид Гайдай, 1973)
Пожалуй, вершина классической советской комедии. Более чем удачная адаптация пьесы Булгакова, где от первоисточника взяты лучшие диалоги, от Гайдая – фирменный стиль и прекрасные песни, а от Госфильмофонда – достойный бюджет, чтобы декорации старины не выглядели как постановка провинциального ТЮЗа. А добавьте к шикарному текстовому и визуальному юмору еще и захватывающий сюжет – и 88 минут хронометража пролетают как 8 секунд. Сколько передряг вынуждены пережить герои и «там», и «тут». Фильм развивается в двух временных ветках, и обе работают отменно. В двадцатом веке – классический и горячо любимый мной сюжет «путешественник из прошлого пытается взаимодействовать с современностью». В шестнадцатом – атмосфера чего-то сказочно-волшебного. Согласитесь: царь, бояре, стрельцы, палаты – это не с уроков истории, а из русских сказок.
И эта концовка, когда мы ждем, что Иван Васильевич все же вернется домой, все же успеет сбежать от милиции, и… И Шурик просыпается. И вроде бы это даже хорошо – от Шурика не ушла жена, Бунша с женой не попали в психушку… Но как там у Ивана Васильевича-то?..
1. Курьер (Карен Шахназаров, 1986)
Мне кажется, это тот фильм, понимание которого приходит с возрастом. В детстве просто угораешь со смешных моментов вроде «жил на свете козел» или «у тебя спиртяга есть?». А со временем все больше начинаешь задумываться и осознавать истинные посылы кино. Даже сцена с героем Меньшова, возмущающимся, что его сын пьет молоко из банки. Вроде бы какая-то нелепица, а тем временем, очень мощный социальный комментарий, актуальный и до сих пор. Особенно в эпоху детей, «у которых айфоны и джинсы модные, а они все еще чем-то недовольны».
Но главное, конечно, в фильме – тема взросления. Еще вчера ты искал на пляже логово леопарда, а сегодня смотришь в обожженное лицо солдата и думаешь, что это может ждать и тебя.
Но даже несмотря на множество грустных и философских моментов, смешного-то в «Курьере» тоже в избытке. Кстати, пишите ваши любимые моменты фильма. Мы, уходящее поколение, должны знать, в чьи руки передаем возведенное нами здание!
Фильмы моего любимого жанра трагикомедии в СССР, мне кажется, удавались очень редко. И «Курьер» - это тот случай, когда удалось абсолютно все.
P.S. Пишите в комментариях: а какие советские комедии больше всего любите вы?