Немецкий Абвер вошел в историю как далеко не самая эффективная служба внешней разведки.
Именно низкая эффективность, а зачастую просто провальная деятельность этой спецслужбы сыграла заметную роль в получении решающего перевеса Красной Армии над противником в Великой отечественной войне.
Этот тезис нетрудно подтвердить рядом исторических фактов, указывающих, как минимум, на 4 судьбоносных провала Абвера в войне против СССР.
(1). Тактика «тотального шпионажа»
Эта концепция была предложена Канарисом в качестве ответной меры для укрепления репутации Абвера после поражения немецкий войск в сражении за Москву в 1941 году.
«Жирный» кусок ответственности за это поражение Гитлер возлагал на Абвер, обвиняя Канариса и его подчиненных в добывании «низкосортной» разведывательной информации, поступающей с оккупированных территорий.
В рамках новой концепции на территорию СССР в период с 1941 по 1944 гг. были заброшены сотни тысяч диверсантов и разведгрупп, однако едва ли не 99 % из них были ликвидированы либо перевербованы советской контрразведкой.
(2). Успешная реализация НКВД операций «Монастырь» и «Березино»
Блестяще спланированные и великолепно реализованные операции советских разведчиков во Второй мировой войне были основаны на радиоигре с врагом, длившиеся в совокупности почти четыре года.
Главную роль в операции сыграл выдающийся разведчик Александр Петрович Демьянов (кличка «Гейне»), который, будучи завербованным Абвером (оставаясь при этом на службе и действуя под контролем НКВД), выдавал себя за офицера, приближенного к маршалу Шапошникову Б.М.
В рамках радиоигры Демьянов А.П. передавал немецкой стороне лживую информацию о важнейших стратегических операциях Красной Армии, дезориентируя врага касательно фактического соотношения сил на значимых участках фронта.
Попутно были ликвидированы десятки вражеских диверсантов и шпионов, а от немцев в качестве оплаты услуг агента получено несколько миллионов тогдашних советских рублей.
Эта операция так и не была разоблачена немецкой стороной, а наличие «своего шпиона» в Генштабе Красной Армии (то бишь нашего Демьянова А.П.) считалось «великой удачей» (на деле – полнейшим провалом) Абвера, которой по-настоящему завидовали смежные службы…
(3). Относительно слабая защищенность каналов передачи информации
Благодаря наличию собственного агента в шифровальной школе Британии Джона Кернкросса, напрямую связанного с реализацией операции «Ультра», в НКВД на регулярной основе поступали копии перехваченных англичанами немецких шифрованных сообщений.
Их анализ предоставлял советской контрразведке широкие возможности по заблаговременному выявлению планов Абвера и разработке эффективных контропераций.
(4). Высокий процент в ведомстве нелояльных к Гитлеру сотрудников
На руку нашим спецслужбам играл и тот факт, что сам Канарис, руководитель немецкой разведки, частенько приглашал на службу в свое ведомство оппозиционно настроенных сотрудников, в том числе евреев, которым в других силовых структурах Третьего Рейха едва ли нашлось бы место.
Не стоит забывать и о непосредственной причастности к операции по покушению на Гитлера в июле 1944 года начальника штаба Абвера Остера (а таких, как Остер, в Абвере было немало).
А вывод таков: немецкий Абвер «по всем фронтам» уступал советским разведслужбам в период Великой Отечественной войны и не смог наладить на территории СССР сколь-нибудь успешную разведывательную деятельность.
Примечание. При подготовке публикации использованы фотоизображения из открытых источников (Яндекс.Картинки).
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))