В апреле шесть лет назад на востоке Украины началась война, окончание которой в обозримом будущем кажется маловероятным. По этому случаю я расскажу вам о жизни в пострадавших районах и опишу, как ситуация там изменилась со времени начала конфликта.
Горнодобывающие города Зверово, Донецк, Новошахтинск, Шахты и Каменск, расположенные на юге России на границе с Украиной, образуют регион так называемого Восточного Донбасса. До недавнего времени он был тесно связан со своим украинским коллегой и пережил практически идентичные исторические события. В отчете делается попытка наметить, действительно ли Донбасс будет лучше в руках России, как многие надеялись в 2014 году. Далее в тексте обсуждается, как Россия участвует в конфликте на Украине, и рассказывается, как россияне смотрят на то, что происходит на Украине.
В шахтерском городе Гуково, в двух шагах от города Червонопартизанска, контролируемого сепаратистским Луганском, он приближается вечером. Мы сидим на скамейке напротив ветхого карьера в центральной части города, разделенного на несколько жилых районов, построенных вокруг шести местных шахт, которые раньше занимали большую часть города. Теперь они все закрыты и из-за неблагоприятного степного климата постепенно превращаются в руины.
«Иностранец!» это звучит откуда-то в темноте. Через мгновение передо мной появляются четверо мальчишек: два младших и два старших. «Извините, мы никогда раньше не видели незнакомца. Что привело тебя в такую дыру? смеется один Никита и Саша ходят в школу в Гуково в возрасте тринадцати и пятнадцати лет. Василий, 20 лет, учится в Ростовском университете.
«Путин?» Никита шепчет, когда наш разговор превращается в политику. Он нервно оглядывается на открытые окна окружающих жилых домов, предлагая нам зайти внутрь. Идем в квартиру, которую сдаем. Никита закрывает окно на всякий случай: «Ты никогда не знаешь, кто слушает. В России критика правительства может доставить вам неприятности ».
«Мы ненавидим Путина здесь», - добавляет Никита через мгновение. «Все умерло здесь, когда добыча закончилась, и правительство нам не помогло».
Золотой век и упадок.
В пределах Советского Союза восточный и украинский Донбасс, хотя и подпадали под другие федеративные республики, фактически были частью одного региона. Благодаря богатым запасам угля и развитой тяжелой промышленности они составляли индустриальное ядро всей империи и один из самых богатых регионов страны. Однако с распадом Советского Союза их пути разошлись. Оба были затронуты экономическим спадом, связанным с окончанием централизованно контролируемой экономики, неудачной приватизацией и замедлением спроса на тяжелую промышленность и угольную продукцию. В то время как Украина решила сохранить разваливающуюся экономику на востоке страны в ответ на растущие социальные волнения с государственными субсидиями, "Ельцинская" Россия подвергла ее механизмам свободного рынка. Горнодобывающая промышленность Восточного Донбасса рухнула в новых условиях. Большинство шахт были закрыты, и регион пережил глубокий финансовый кризис, от которого он восстанавливается очень медленно и с трудом. Время от времени в этом районе происходят беспорядки, вызванные несчастной экономической ситуацией. Однако остается неясным, действительно ли это поможет местной экономике. В России неопределенные институциональные гарантии и трудности с получением необходимого финансирования для инвестиций в долгосрочной перспективе препятствуют развитию бизнеса. Никите, Василию и Саше ясно: «У нас здесь нет будущего. Как только мы закончим учебу, мы переедем в Ростов или Москву ».