Найти тему
antyhype science

Особенности информации в Средневековье

Отбытие крестоносцев в Святую землю (миниатюра, XIII век)
Отбытие крестоносцев в Святую землю (миниатюра, XIII век)

Одной из особенностей информации в средние века является, несомненно, полилингвальность, как в кругах высшей знати, так и среди местного населения европейских и восточных держав. Об этом свидетельствует ряд средневековых авторов. К примеру, мусульманский путешественник Ибн-Джу-байр, посетивший Палермо во второй половине XII в., пришел в восхищение от королевского двора, где бок о бок жили нормандцы и сицилийцы, греки и мусульмане, а латинский, греческий и арабский были тремя официальными языками королевской канцелярии. Особый интерес представляет взгляд французского священника, хрониста 1-го крестового похода Фульхерия Шартрского, который в своем труде, описывая масштабы колонизационного движения на Восток, отмечал: «Господь в наши времена превратил Запад в Восток. Бывшие прежде западными людьми, мы стали восточными; бывший римлянин или франк стал здесь жителем Галилеи или Палестины; жившие в Реймсе или Шартре оказались горожанами Тира или Антиохии «Они говорят на разных языках, но уже научились понимать друг друга».

Папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла Великого на Рождество 800 г. в Риме, миниатюра из Больших французских хроник, ок 1455—1460 г.
Папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла Великого на Рождество 800 г. в Риме, миниатюра из Больших французских хроник, ок 1455—1460 г.

Второй же особенностью, или скорее даже дополнением к первой, является то, что помимо перечисленных французским историком Ж. Ле Гоффом характеристик средневекового города (В римском мире города были прежде всего политическими, административными и военными центрами и только затем — экономическими) можно добавить еще одну, город в эпоху средневековья, в широком смысле, был также и информационным центром. Выражение «Все дороги ведут в Рим» применимо ко всем средневековым городам, если учитывать, что дороги выступают в роли каналов информации и способов ее передачи.

Еще одним информационным центром в средние века, становились «корпорации преподавателей и студентов» - университеты, где книги из объекта почитания превращались в инструмент познания. И как всякий инструментарий, книга в это время, становилась предметом массового производства и торговли. Соответственно, университет стал центром, где можно было обменяться информацией, приобрести или же ею поделиться. Кроме того, в стенах университета, как и в свое время в монастырях, информация приобретала определенную форму и становилась не только культурно-образовательным, но и политическим инструментом.

Книга «Государь» 1532 года издания
Книга «Государь» 1532 года издания

Не менее выразительным качеством среди всех особенностей информации в эпоху средних веков является мистицизм, распространившейся в XIII-XIV вв преимущественно в Латинских странах. Если быть точнее, то непосредственно речь идет о влиянии мистицизма на формат и содержание информации. В первую очередь, стоит сказать о том, что данное явление охватила все сферы жизнедеятельности в государствах Западной Европы. Во-вторых, философские и художественные тексты стали более поэтичными, появились новые литературные моды. Именно во времена «Возрождения» получили свое распространение жанры био – и автобиографии. Характерной чертой и соответственно особенностью стала так называемая «секуляризация истории», отразившиеся в трудах Макиавелли, Коммина, Слейдана и др.

Для рассматриваемого нами периода характерно было прагматичное истолкование исторических событий, детальный анализ и «фактичность». Однако, историю всё же писали не историки в современном понимании. Это была еще не наука, cкорее один из литературных жанров. Собственно это подмечает и Б. Гене: «История недалеко ушла от литературы». Но, не смотря на это, сегодня современный историк-медиевист базирует свои исследования именно на анализе средневекового письменного, информационного наследия. И, что немаловажно, тексты, написанные в то время также для нас важны, как были важны и полезны веками ранее.

Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" — золотое сечение в изображении человека
Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" — золотое сечение в изображении человека

Стоит также сказать и о том, что позднее Средневековье – это эпоха гуманизма. Следовательно в это время отводилось особое место «человеку» ,в том числе, и в информационном пространстве. Историки того времени, проникшиеся идеями гуманизма, искали примеры в прошлом. Именно в этот период времени история заново становится учительницей жизни. Особо важно отметить, что это «информационное движение» побуждало возвращаться к истокам и, говоря языком 21 века обрабатывать, модернизировать и распространять информацию, как можно шире, и как можно дальше. Средневековые авторы не только создавали новые труды, но и придавали новое значение сочинением былых времен. Всё новое – хорошо забытое старое. Средневековые хронисты обращались к античности. Сегодня мы обращаемся к средневековью. Сегодня, как и веками ранее, связь между поколениями – это информационные сети.

В эпоху Ренессанса главным языком становиться язык символов. По моему мнению, это представляет собой одну из наиболее ярких особенностей информации того периода. Как писал русский литературовед и культуролог Ю.М. Лотман, культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой – унаследованных символов.

Поклонение волхвов. Фреска пещерной церкви, Каппадокия. XII век
Поклонение волхвов. Фреска пещерной церкви, Каппадокия. XII век

Средневековая культура – это язык символов, с помощью которого можно было передать любую информацию. Известный немецкий ученый Г. Бидерманн подчеркнул, что любому человеку необходимы символы для того, чтобы можно было невыразимое ввести в область ощущаемого, осязаемого, а затем осмысленно разобраться в этом. Поэтому символика – это еще и ключ к пониманию духовного мира. Примером может послужить известное библейское придание, согласно которому, пришедшие к новорожденному Иисусу Христу старец, мужчина средних лет и совсем юный мудрец символизировали собой: прошлое, настоящее и будущее. Для средневекового человека, символика – это язык всех народов и достояние каждой семьи. Символ является знаком некой другой реальности.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что средневековая информация обладала рядом отличительных от предыдущих и последующих эпох особенностями, которые, так или иначе, формировали особое информационное пространство, связывающее средневековых людей вне зависимости от местонахождения, возраста, пола, уровня образованности и т.д.

(c) Шишка Е.А.

https://vk.com/uhist - "История Украины"

https://www.facebook.com/groups/899402453852394/

https://vk.com/mongols_and_rus - "Монголы и Русь"

https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus/