Находки берестяных грамот (первая была найдена 26 июля 1951 года) перевернули представление историков о грамотности на Руси. Ну, если не на всей Руси, то хотя бы в Великом Новгороде. До этого считалось, грамотными была очень маленькая часть населения. Но после находок писем хозяйственного содержания, которые писались обычными людьми, некоторые учёные начали говорить чуть ли не о поголовной грамотности новгородцев.
Ещё более неожиданной была находка грамоты №53, в которой Пётр пишет Марье. Написана эта грамота была в первой половине XIV века.
Перевод этого послания таков:
Поклон от Петра Марье. Я скосил пожню, а озеричи у меня сено отняли. Спиши список с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы мне было понятно, куда поведет купчая грамота.
Находка была сенсационной. Раз Пётр пишет письмо Марье, значит, она умеет читать!
Но дальше-то больше! Он просит Марью сделать копию купчей. А это уже означает, что она умеет не только читать, но и писать!
Академик Андрей Анатольевич Зализняк сказал на одной из своих публичных лекций про берестяные грамоты: "Отдельная проблема была, когда выяснилось, что женщины умеют читать и писать".
И действительно, понимание, кем написана грамота, мужчиной или женщиной, бывает важно. А по контексту это не всегда можно понять. Например, мы не знаем, какой пол у Суботки из грамоты №1105.
Но вернёмся к грамоте. Итак, Пётр, который из-за отсутствия в древнерусском языке буквы ё именует себя Потром, приехал на пожню, а озеричи отобрали у него сено.
Пожню сейчас бы назвали покосом. Различие в том, что там делали: жали серпом или косили косой. Дело в том, что косой на большей части России начали пользоваться уже довольно поздно. Об этом говорит, например, указ Пётра I "Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами", изданный в 1721 году. Впрочем, автор грамоты пишет, что косил.
Озеричи (вероятно, жители деревни Озёра) решили, что Пётр работал не на своей территории, и отобрали сено. Пётр, вероятно, не знал точных границ участка земли и хотел удостовериться, там ли жал.
Тут возникает вопрос, смогут ли прочитать список с купчей жители деревни? И отдадут ли сено, если Пётр косил всё-таки на своём участке? Но эти вопросы оставим открытыми.
О том, в каких отношения с Петром Марья ведутся споры.
Артемий Владимирович Арциховский считал, что Марья - жена Петра.
Лев Владимирович Черепнин видел в Петре и Марье совладельцев земли.
Валентин Лаврентьевич Янин допускал возможность того, что Марья - землевладелица, которая либо продала Петру землю, либо выделила ему участок земли, купленной ею самой.
При написании поста автор активно пользовался материалами с сайта gramoty.ru.