19 апреля 1967 года. Произошло интересное событие: две женщины решили пробежать Бостонский марафон, но поскольку сделать на законных основаниях они этого не могут, им приходится хитрить и выкручиваться. Вот что произошло в тот день.
Кэтрин Свитцер и Роберта Гибб решили бежать в этот день, 19 апреля 1967 года, несмотря на то, что с начала 1897 года гонка была строго ограничена по полу и в ней могли участвовать только мужчины-спорстмены. И официальные лица были настроены очень решительно удержать все именно в том виде, в котором оно есть.
Журналисты заметили Свитцер в нескольких милях от старта в сопровождении двух спортсменов-мужчин из колледжа. Ее волосы развевались на ветру и она даже не пыталась оставаться незаметной, и тогда представители прессы начали делать некоторые замечания в присутствии представителей гоночной администрации, вместе с которыми они находились в автобусе. Они указывали на девушку и заявляли очевидное: она же девушка!
Руководители гонок Уилл Клони и Джок Семпл приказали водителю автобуса остановиться, а затем побежали к Свитцер. Семпл пытался схватить ее и кричал: "Убирайся к черту с моей гонки и отдай мне свои гоночные номера!"
(Женщина получила официальные номера в забегах на грудь и спину, потому что ей помог ее тренер. Он подал за нее медицинскую справку как "К. Свитчер", так что ей больше не нужно было проходить предгоночный физический осмотр, а официальные лица предположили, что "К." - это мужское имя).
Семпл ненадолго схватил Кэтрин за толстовку, но тут же один из бегунов рядом с ней, Том Миллер, бывший всеамериканский футболист и обладатель национального рейтинга среди метателей молота, использовал блок с перекрестными телами, который отправил Семпла в полет. Это, казалось, достаточно отпугнуло официальных лиц, чтобы предотвратить дальнейшие атаки.
Гибб, еще одна женщина-бегунья, практически сумела добежать до самого финиша, не будучи замеченной, и только ближе к концу один из чиновников ступил перед ней, заблокировав ей путь. Если бы она все-таки финишировала, ее время составило бы 3:27:17 и девушка была бы 266-й из 741. Гибб говорит, что она пробиралась на гонку еще в прошлом году и спокойно бежала, тогда никто даже и не заметил, что она женщина и нарушает какие-то правила.
Свитцер говорит, что она финишировала через 4 часа и 20 минут после начала, и добавляет: "Это был мой первый марафон, и я в основном хотела финишировать, так что меня не волновало время. Главное, что я пробежала".
Отвечая на вопрос о международном правиле, запрещающем соревнования по бегу между мужчинами и женщинами, и правиле Любительского спортивного союза в США, которое позволяет женщинам участвовать в гонках только до полутора миль, она ответила:
"Боже, я не знала об этих правилах. Но я думаю, что пришло время изменить правила. Они архаичны. Женщины могут бегать, и они все еще могут быть женщинами и выглядеть как женщины. Я думаю, что Любительский спортивный союз начнет понимать это и организует для женщин гонки на более длительные дистанции... Многие говорили, что женщины не могут бегать марафон. Но я рада, что я бежала - вы знаете, равные права и все такое".
Уилл Клони, конечно, не был согласен и думал совсем по-другому:
"Женщины не могут бегать в марафоне, потому что все правила запрещают им это. Если у нас не будет правил, то как общество будет жит в хаосе? Я не устанавливаю правила, но я стараюсь их выполнять и им следовать. Даже нам не место в марафоне, хоть мы и мужчины, потому что мы не профессионалы, поэтому и не лезем туда. Если бы эта девушка была моей дочерью, я бы ее отшлепал".
Говорят, что "унция опыта лучше тонны теории", так что когда опыт того дня, 19 апреля 1967 года, явно разрушил теорию о том, что женщинам не хватает выносливости для марафона, на чиновников легло новое тяжелое бремя: как с такими результатами двух женщин можно доказывать, что женский пол не умеет бегать на длинные дистанции? Похоже, если им так и не удастся придумать какую-то новую - и бесспорно обоснованную и вескую - причину отказа, они должны немедленно разрешить женщинам участвовать в гонках на любые дистанции.