Катарина из Хемессена. Первая художница в истории искусств.
Знаменитая в свое время, но теперь забытая.
© 2020 Балакаев Цецен Алексеевич, г. Санкт-Петербург.
® Серия «Голландские исторические миниатюры», Балакаев Ц.А.
Катарина ван Хемессен была дочерью художника Яна Сандерса из Харлема, перебравшегося в Антверпен, где стал одним из самых выдающихся мастеров гильдии Святого Лукаса. Сандерс поселился в небольшой селении Hemixem в двух часах езды от Антверпена и потому взял себе имя Ян ван Хемиссен, по другому - Хемссен и Хемессен. Катарина родилась в 1528 году и с детства занималась у отца вместе с братьями, также ставшими художниками. Её сестра Кристина посвятила себя музыке.
Первую картину Катарина написала в 20 лет. Это был «Женский портрет», написанный на золотистом фоне. Фигура и руки модели, и грубый рисунок кисти выдают в авторе портрета дилетанта, но этот портрет особенный, потому что на нём стоит подпись художника. Катарина ван Хемессен – первый художник, сохранивший свою работу с автографом. Портрет хранится в амстердамском Райксмузее.
Всего до нас дошло одиннадцать работ Катарины ван Хемессен, и столько же картин ей приписывают. Справочники тех времён указывают на то, что Катарина писала портреты и картины на религиозные сюжеты, а так же была миниатюристом. Свои немногочисленные работы она написала в конце 1540-х – начале 1550-х годов. В основном это небольшие портреты, как упомянутый «Женский портрет». Эти работы отличались от картин её отца, который прославился большими жанровыми и религиозными полотнами, росписями церквей. Одна из работ отца хранится в Лувре, есть работы в Мюнхене, Мадриде и три картины венском Бельведере.
Известно, что Катарина входила в гильдию Святого Лукаса и имела трёх учеников. Творчество Катарины ван Хемессен имеет историческое значение не только из-за того, что она стала первой женщиной-живописцем. Пожалуй, самой замечательной её работой является автопортрет 1548 года. Художница изобразила себя в процессе работы. В её руках кисть, палитра красок и палочка для рисования, на заднем плане мольберт с незавершённой работой. Именно композиция делает эту картину примечательной:
Катарина ван Хемессен стала первым живописцем, написавшим автопортрет.
Её примеру последовали остальные, в том числе знаменитые художники, как, например, современник Катарины, высоко ценимый художник Антонис Мор. Вполне вероятно, что именно эта работа Катарины вдохновила его на создание собственного автопортрета. А позже точно эту же композицию использовали Рембрандт и Ван Гог.
В 1553 года Катарина вышла замуж за Керстиана де Морена, известного органиста Антверпенского кафедрального собора Богоматери. Согласно правилам того времени, этот брак положил конец карьере Катарины в живописи.
В 1556 году королева Мария Австрийская, сестра императора Карла Пятого, бывшая наместницей Нидерландов, покинула свой пост и пригласила Катарину с мужем сопровождать её в Испанию. Керстиан де Морен был назначен придворным органистом королевы, а роль Катарины при дворе неизвестна. Но в то время хорошо образованные дамы приглашались к королевскому двору. Возможно, она была наставницей или учителем молодых девушек при дворе. Но придворная жизнь продлилась недолго.
В 1558 году Мария Австрийская умерла от сердечного приступа, и Катарина с мужем вернулись в Антверпен.
В 1561 году они снова переехали, из Анверпена в Хертогенбосх, где умер знаменитый органист и композитор Ян Боссарт. По прибытию в Ден Босх Керстиану пришлось выдержать экзамен. В течение нескольких часов он демонстрировал своё искусство, покорив своим талантом слушателей. В Хертогенбосхе пара прожила четыре года с 1561 по 1565 год.
После Хертогенбосха следы семьи, а вместе с нею и Катарины ван Хемессен, теряются. Были небольшие общие упоминания о том, что в 1567 году Катарина значилась в числе живущих художников. В справочнике 1583 года было известие о том, что она живёт, но больше не рисует. Возможно, что она работала с отцом - есть сведения, что тому помогал один из сыновей по имени Йоханн.
Последняя подписанная работа Катарины ван Хемессен датируется ещё до свадьбы. Она так и не стала великой художницей. Надо понимать, что общественные порядки не позволяли женщинам профессионально заниматься искусством. И всё же скромное творчество Катарины ван Хемессен внесло заметный вклад в историю искусства.
© 2020 Балакаев Цецен Алексеевич, г. Санкт-Петербург. ® Серия «Голландские исторические миниатюры», Балакаев Ц.А.
Я пишу пьесы и прозу на голландские и российские исторические сюжеты. Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье для повышения моей и вашей кармы.