При всех бесконечных достоинствах и неисчислимых возможностях масляной живописи, время от времени она омрачает жизнь художника необходимостью помыть кисточки. И этих кистей обычно много: в отличие от акварели, где остатки краски можно смыть, просто побултыхав кисть в воде, работая в масле, часто приходится брать для нового замеса краски новую кисточку - и так много раз, если мы хотим получить в работе яркие и чистые цвета. Не получится писать тёмное после светлого и наоборот, просто вытерев кисть об тряпку - остатки краски непременно пролезут в новую смесь и сделают её грязной.
К примеру, пишу я букетик светлых пионов на сером фоне: у меня будут разные кисти для освещённой и для теневой стороны цветов (возможно, не по одной, а несколько разных калибров), кисть для зелени и отдельно для фона. Плюс чистые плоские кисти для растушёвок и смягчения границ между цветовыми пятнами. В общей сложности, за сеанс набирается с десяток, а то и больше.
Конечно, можно красить всё одной кистью, руководствуясь бессмертным принципом студентов-троечников - "больше грязи - больше связи", но я исхожу из того, что читатель стремится к достойному результату)
Итак, как сделать кисточки снова чистыми?
Почему-то в литературе этот вопрос освещён мало) Но народная мысль не дремлет: некоторые ополаскивают кисти в разбавителе с дальнейшим вытиранием тряпкой, некоторые экспериментируют с жидкостями типа "Фэйри" (что по-своему логично, но тоже неэффективно), а некоторые считают, что можно вообще не мыть - достаточно завернуть в пакет и отправить в морозилку. Не стоит этого делать!
На самом деле, кисточки моют в тёплой воде обычным хозяйственным мылом. Но есть один нюанс - наилучший результат будет достигнут, если предварительно замочить кисти в растворе стирального порошка. Любого, самого простого. Примерно ложка на полстакана. После такого замачивания кисти отмываются легче и лучше, и, самое главное - не забиваются остатками краски у начала щетинок, долго остаются как новые.
Сколько замачивать? От пары часов до пары дней. Натуральную щетину нельзя держать в воде слишком долго. Я пишу синтетическими кисточками и они свободно выдерживают неделю - пока у хозяйки не проснётся совесть) Главное - уровень воды не должен быть выше металлического патрона, который скрепляет щетинки, иначе деревянный черенок кисточки разбухнет от воды, растянет металл, и кисточка разболтается, будет разваливаться в руках.
Даже если художник устал и торопится, вовремя замочить кисточки, не дать им засохнуть - минутное дело. Потом, когда запас чистых подойдёт к концу, можно взять, и помыть их оптом)
Но если просто бросить кисти в ведёрко с водой "вниз головой" и оставить - итог будет очень печальным. Щетинки погнутся и деформируются, и распрямить их окажется очень сложно. Существуют разные способы спасти их от действия гравитации. В магазинах можно увидеть различные приспособления - кистемойки. Например, такие:
Смысл в том, что кисти погружаются в мыльный раствор таким образом, чтобы не задевать щетинками дно банки. Но универсальной конструкции нет: вместимость такого приспособления ограничена, черенки разной длины и толщины закрепляются с переменным успехом, кисти вываливаются и портят художнику настроение.
Делюсь собственным не в пример более удобным и совершенно бесплатным способом добиться похожего результата:
Выдержав кисточки в растворе стирального порошка, нужно просто помыть их с хозяйственным мылом. Вот как на картинке из интернета:
При необходимости, в процессе можно прочесать ногтем щетинки у основания, чтобы удалить частицы забивающей кисть краски.
На этом всё. Кто хочет больше советов и мастер-классов - подписывайтесь и следите за моим замечательным каналом)