Прокатчики, журналисты и продюсеры в России сегодня нечасто говорят о документальном кино, особенно российском. Да, у нас существуют даже фестивали документального кино, но какие именно фильмы там представлены, кто их режиссеры, на какие темы они снимают – об этом широкому зрителю почти ничего не известно. Кинотеатры и вовсе боятся показывать документалистику – рискованно и почти всегда не прибыльно. Рассказываем, в каком состоянии сейчас находится российское документальное кино и что его ждет впереди.
В России ситуация с документалистикой действительно не самая лучшая. В кинотеатры на такие фильмы зрители ходят не так охотно, как на художественные картины. По телевизору если и показывают неигровое кино, то редко и по ночам (даже классику неигрового кино демонстрируют крайне редко). Телевизионная документалистика функционирует исключительно по принципу информационно-развлекательной непритязательности: три наиболее распространенных на сегодняшнем ТВ жанра — расследование, портретный фильм и научно-популярная передача — делаются по одним и тем же шаблонам.
Режиссёры теряют контакт со зрителем и уже не рассчитывают на то, что их фильм увидят. Но состояние российского неигрового кино не так плохо, как может показаться со стороны. В России есть отличная Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной, в Центре Документального кино (ЦКД) в Москве регулярно устраивают кинопоказы (сейчас Центр на карантине), а в виртуальной академии Arzamas даже вышел цикл подкастов о неигровом кино. Сейчас в России много молодых режиссеров, которые хотят снимать серьезные фильмы на важные и актуальные темы. Свои работы они транслируют через Интернет – пожалуй, самую подходящую площадку на данный момент.
Самым популярным режиссёром документальных фильмов на просторах российского Интернета сегодня стал Юрий Дудь. На YouTube он берёт интервью (зачастую провокационные) у селебритис, медийных и не очень личностей. Первые же документальные фильмы на канале Дудя можно назвать классическими с точки зрения тематики массового неигрового кино в России – это фильмы “Сергей Бодров – главный русский супергерой", “Балабанов – гениальный русский режиссер", “Олег Табаков: как он воспитывал свободных людей", “MTV – главный канал нашего детства". Дудь раскрывает при этом самые разные аспекты русской культуры, аспекты, прежде остававшиеся в тени для широкой публики. Таким фильмом стала и “Новая Россия”, где Дудь показал весь спектр культуры современной российской молодёжи (героями этого фильма являются актриса Любовь Аксёнова, музыкант Юрий Музыченко из группы “The Hatters”, Покрас Лампас, клипмейкер Алина Пязок, режиссер клипов “Little Big”).
Ещё одним фильмом о культуре молодёжи, теперь уже советской, стал фильм “Первый рок-фест в СССР”. Фильм рассказывает о первом рок-фестивале “Moscow Music Peace Festival” лета 1989 года в Лужниках. Фестиваль запомнился зарубежными исполнителями: Bon Jovi, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella, Skid Row. И атмосферой полной свободы. Для России это было настоящее чудо. В историю этот рок-фестиваль 1989 года вошёл как “Русский Вудсток”. В своем фильме Юрий Дудь пообщался с участниками “Moscow Music Peace Festival” -– организаторами, продюсерами, переводчиками, координаторами, музыкантами.
Самые известные фильмы Юрия Дудя – “Колыма – родина нашего страха”, “Беслан. Помни” и “ВИЧ в России – эпидемия, про которую не говорят” – вызвали большой резонанс в российском обществе и неоднозначную реакцию со стороны зрителей и блогеров. Особенно громким стал документальный фильм “Колыма – родина нашего страха” о сталинских репрессиях. Съемочная команда совершила путь от Магадана до Якутска по трассе “Колыма”. Фильм посвящён людям, жившим на Колыме до и после репрессий. Историки раскритиковали этот фильм за недостоверную информацию. Критикующая сторона указывает на то, что основным историческим источником в фильме о Колыме служит “Архипелаг ГУЛАГ” Александра Солженицына (произведение, по мнению критиков, имеет ряд исторических неточностей и является отчасти художественным). Некоторые историки посчитали “некомпетентным” опираться и на рассказ юмориста Ефима Шифрина (его родители пострадали от репрессий). И все же фильм Дудя хотя бы попытался достоверно рассказать об одном из самых неоднозначных периодов российской истории. Благодаря популярности Youtube-канала, темой репрессий заинтересовалась и молодая аудитория. После просмотра фильма многие продолжили самостоятельное погружение в тему.
Критика не обошла стороной и фильм “Беслан. Помни”. Основной упор Дудь делает на события террористического акта 1 сентября 2004 года и жизни пострадавших в нём людей. СМИ негативно писали об этом фильме (заказ?), обвиняя Юрия Дудя в “пиаре на крови”. Одной из причин подобной реакции, вероятно, стала следующая формулировка Дудя: “Государство совершило ошибки, которые привели к беде”. Зрители же, по большей части, отреагировали на фильм положительно.
Фильм “ВИЧ в России — эпидемия, про которую не говорят” вызвал, кажется, наибольший общественный резонанс из всех фильмов Дудя. В фильме речь идет о дискриминации в России людей, инфицированных ВИЧ. Практически все публичные лица, комментирующие фильм, называют его полезным. После выхода фильма в некоторых городах резко возросло количество людей, желающих пройти тест на ВИЧ.
На данный момент журналист Юрий Дудь – режиссер, освещающий важные, даже провокационные темы, о которых так нужно говорить. Два фактора – популярность в Интернете среди молодой аудитории и актуальность тематик – позволяют документальным фильмам Юрия Дудя не теряться в ночных ТВ–программах, а находить зрителей почти сразу же после своего выхода.
Благодаря YouTube стали доступны для широкой публики и документальные фильмы Леонида Парфенова – актера, журналиста, писателя, редактора и общественного деятеля. Основной упор документалистика Парфенова делает на исторические и культурные темы. Документальные цикл “Намедни” посвящен истории СССР и России с XX по начало XXI века, а проект “Российская империя” передает современный взгляд на историю России в период с 1697 по 1917 год. Эти проекты выходили на канале “НТВ”. У Леонида Парфенова также есть свой канал “Парфенон” на YouTube, и именно он обеспечивает Леонида Парфенова популярностью среди молодого поколения.
“Глаз Божий” – двухсерийный документальный фильм Парфенова, посвященный истории музея имени Пушкина в Москве. Отдельные исторические сюжеты показаны в фильме как художественные вставки. «Глаз Божий» освещает деятельность основателя музея Ивана Цветаева, меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, художников Анри Матисса, Марка Шагала, Александра Герасимова, Пабло Пикассо.
Документальный фильм «Цвет нации» рассказывает о русском фотографе, изобретателе, путешественнике, пионере цветной фотографии в России Сергее Михайловиче Проскудине-Горском. Проскудин-Горский много путешествовал по России и ближнему зарубежью (фотограф был членом Русского географического общества), где и сделал большинство своих фотографий. Леонид Парфенов побывал со съёмочной командой в нескольких регионах России, Грузии и Узбекистане, где сравнил объекты с фотографий Проскудина-Горского с их нынешним обликом.
Наиболее популярны сегодня новые документальные фильмы Леонида Парфёнова – “Русские евреи” и “Русские грузины”. Это доскональное и даже монументальное исследование наций.
Леониду Парфенову и его команде удается снимать по-настоящему Большое Документальное Кино – проводник в мир российской культуры и истории.
Ещё один яркий режиссёр-документалист – Екатерина Гордеева, за чьими плечами стоит большой журналистский опыт (работа на каналах «НТВ», “ТВ-6”, в Русской службе Би-би-си, сотрудничество с Meduza и радиостанцией “Серебряный Дождь”). Внимание к личности Катерины Гордеевой возросло из-за активной общественной деятельности и твёрдой жизненной позиции – Катерина Гордеева с группой российских женщин уже посетила территорию Нагорного Карабаха, оккупированные территории Азербайджана (за что объявлена в этой стране персоной нон-грата), учредила вместе с актрисой Чулпан Хаматовой благотворительный фонд “Подари жизнь” (в 2018 году вышла их книга “Время колоть лёд”). Катерина является попечителем детского хосписа “Дом с маяком”.
С такими же темами Катерина Гордеева обращается к зрителю. Ее герои – люди, которые должны быть услышаны. YouTube даёт Гордеевой ту самую свободу от жанровых рамок фестивалей или телеканалов. Этого режиссера интересуют особенные люди, прошедшие через невероятные испытания. Вроде все и всё уже знают об Афганской войне, блокаде, Норд-Осте, аресте Кирилла Серебренникова, раке или моратории на казнь. Но что большинству зрителей известно о людях, прошедших через все это? С героями своих фильмов Катерина Гордеева говорит о судьбе и настоящей жизни.
Фильм “Норд-Ост. 17 лет” — воспоминания и о легендарном мюзикле, и о захвате заложников в октябре 2002 года. Гордеева разговаривает с родителями погибших, исполнителями главных ролей, с теми, кто в течение нескольких дней находился в заложниках, с переговорщиками. Монологи героев в итоге становятся одним большим откровенным разговором.
В фильме “Афган. Человек (не) вернулся с войны” эти скобки символичны. Они ставят под сомнение, что с войны вообще можно вернуться – возможно, это и есть главный ужас посттравматического синдрома. После войны человек умом и душой “застревает” в истории, выпадая из настоящей жизни.
Фильм “#ЯПРОШЛА” (снят совместно с Леонидом Парфеновым) рассказывает о выявлении рака на ранней стадии и его лечении. После просмотра зритель вспомнит о том, как важно заботиться о своем здоровье и проходить обследование на регулярной основе.
В 2018 году выпускник ВГИКа Максим Арбугаев и швейцарский режиссёр Кристиан Фрай получили приз жюри за операторскую работу на фестивале независимого кино «Сандэнс» за фильм «Генезис 2.0». На 40-м МКФ фильм был номинирован на Серебряного “Святого Георгия” как “лучший документальный фильм” и получил приз зрительских симпатий Московского МКФ. Фильм показали на фестивале документального кино “Visions du Réel” в швейцарском Ньоне. Это тревожный научно-этнографический фильм, рассказывающий о реальных генетических исследованиях так, словно это триллер. В 2013 году на острове Малый Ляховский в Якутии местные жители — охотники и ученые — нашли тушу мамонта с хорошо сохранившимися мягкими тканями. Пока замерзшую находку раскапывали, она истекала кровью. Исследователи из России, Китая и Южной Кореи мгновенно объединились в коалицию и решили найти в останках живую молекулу ДНК, чтобы клонировать мамонта. Этот фильм стал настоящей сенсацией в киноискусстве.
Новый фильм Максима Арбугаева “Бой” повествует о паралимпийской сборной России по футболу слепых людей, которая готовится к важному в их жизни событию — чемпионату Европы. У команды одна цель — завоевать золотую медаль, чтобы впервые получить путевку на чемпионат мира. Режиссёр два года находился рядом со слепыми спортсменами, смотрел, как они тренируются, общался и пытался понять мир этих людей. Арбугаев рассказывает о силе воли и поддержке слепых людей в России.
Максим Арбугаев, к слову, мечтал о карьере хоккеиста, но отправился с сестрой в экспедицию на съёмки для National Geographic и тогда решил стать режиссером. Главная и любимая тема фильмов Арбугаев – природа и люди Севера, в частности, Арктики. Арбугаев месяц жил в Антарктиде, наблюдал, как тают льды и как от этого страдают животные – белые медведи, киты и моржи. Поэтому в каждом своём фильме Арбугаев поднимает тему экологии. Он показывает красоту и силу северных островов, говоря об их ценности, ведь в случае глобального потепления эти земли исчезнут первыми.
Изобретательной документацией происходящего (зачастую “неудобного” происходящего) известна режиссер Алена Полунина. Полунина в равной степени удостаивается как наград на фестивалях, так и критики и даже запретов на показ собственных фильмов.
Один из фильмов Полуниной “Революция, которой не было” рассказывает о Национал-Большевистской партии и Марше несогласных. Как и Катерина Гордеева, Алёна Полунина в “Революции” показывает реальную человеческую историю. Её интересуют люди, стоящие за событиями, “человеческие” сюжеты.
Фильм “Своя республика” о батальоне “Восток” (вооруженное формирование на территории ДНР) впервые был показан на международном конкурсе Doclisboa. Из-за фильма разгорелся настоящий скандал. Украинское посольство и активисты требовали отменить все показы, убрать картину из конкурса. Они открыто обвиняли фестиваль в поддержке терроризма. Но показ всё равно состоялся. Фильм Полуниной без прикрас показывает будни бойцов и жесткие, но братские отношения внутри коллектива. Фильм о войне, ее человеческой, психологической стороне, сделанный среди военных. Для съёмок этого фильма Алёна Полунина несколько раз ездила на Донбасс в разгар боевых действий вместе со знакомыми из гуманитарной помощи (ни разрешения, ни аккредитации у неё не было).
Уже считающийся классиком современного русского документального кино Сергей Лозница большинство своих работ посвящает временным границам между двумя фундаментальными эпохами – советским периодом и современной Россией. Архивные материалы Лозница берёт в Петербургской документальной студии, собирает по частям кадры советской кинохроники. Сами съемки фильмов обычно проходят в отдаленных российских провинциях.
Первым фильмом, вызвавшим ажиотаж в кругах любителей кино, стала “Блокада”. Фильм снят без диалога и состоит из черно-белых кадров, снятых во время блокады Ленинграда.
В рамках 37-го фестиваля в Роттердаме состоялась премьера документальной картины “Представление”. На это раз это хроника за 1950 и 1960-ые годы. Сельхозработы, заводская жизнь, культурные события, пионерские марши – бесконечный поток советской жизни, мощная и немного абсурдная машина.
В 2010 году вышел фильм “Счастье моё” – за него Сергей Лозница получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и приз на Кинотавре. Это документальное роуд-муви о одиночестве, жестокости и насилии в российской глубинке. Статичность, длительность кадра, повторение, немота – эти приёмы снова и снова погружают зрителя в абсурд происходящего.
Современное документальное кино в России сейчас не имеет такой поддержки и популярности, как это было в советское время или происходит сейчас в США. Но авторское документальное кино все же живо. Многим российским режиссерам не безразличны проблемы нашей истории, культуры и общества. Важные и независимые фильмы выходят куда чаще, чем тому способствует общественная среда в России. Остается верить (ничего больше не остается), что в ближайшее время свой доступ к зрителям документальное российское кино получит не только через Интернет, но и через кинотеатры.
__________________
Автор: Марина Климкова