Обычно знакомство со всевозможными аккордами происходит по следующей схеме:
1. Сначала осваиваются два вида трезвучий, минор и мажор, построенные по терциям;
2. Далее, добавив еще одну терцию к верхней ноте аккорда, поучаем аккорды, состоящие из 4х нот, отстоящих друг от друга на терции – это септаккорды. Называются они так потому, что между тоникой аккорда и верхней нотой нового аккорда интервал септима, 10 или 11 полутонов;
Таким образом, мы получаем 4 септаккорда – по два для минора и мажора:
Т(тоника) +4+3+3 – малый мажорный, который обозначается С7
Т+4+3+4 – большой мажорный, Cmaj7 (maj7 – большая септима)
Т+3+4+3 – малый минорный, Cm7
Т+3+4+4 – большой минорный, Cmmaj7 или Сm+7
3. Затем строятся увеличенный (Т+4+4, состоящий из двух больший терций) и уменьшенный (Т+3+3, две малые терции) аккорды, к ним так же добавляются еще одна малая и большая терция – получаем еще 4 септаккорда. И все логично и правильно, ряд аккордов увеличивается, все здорово.
Однако я предлагаю зайти через другую дверь и разом разобраться со всеми обозначениями в аккордовых записях. Это можно сделать через знание ступеней аккорда и как раз через знания интервалов, с которых мы начали. И уже затем, пошагово, пойти по всем аккордам подробнее.
Вспомним таблицу интервалов:
Все дополнительные обозначения в записях к аккордам как раз и говорят нам о ноте, которую нужно использовать в этом аккорде, а ступень аккорда соответствует используемому интервалу.
Так, основные, базовые и устойчивые ступени это терция - третья ступень, и пятая ступень – квинта.
Полная таблица аккордов с нотным составом и обозначением на примере С:
В следующей статье рассмотрим, что такое аккорды «sus» и почему они так называются, аккорды «add» и прочие аккорды с надстройками и с интервалами больше октавы.