Для коррекционных педагогов этот вопрос вполне объясним и понятен. Моторика, т.е. наши движения, и речь тесно взаимосвязаны, как, например, раковина и трубопровод. Одно без другого не может существовать. Если есть речевые нарушения, то, как правило, двигательная активность ребенка тоже дефектна. Наоборот - не менее рабочая теория, подтверждаемая практикой. Происходит скачок в одной области, сразу же подтягивается вторая. Мы с Нютой это проходим регулярно.
Нарушения моторики обычно наблюдаются со стороны крупной моторики, т.е. общих движений тела, их четкости и плавности, удержания равновесия, а также со стороны мелкой моторики - дифференцированных и сложных движений пальчиков и кистей рук. Не меньше страдает и артикуляционная моторика - движения языка, губ и других органов речи, участвующих в ее производстве.
Детки с речевыми патологиями чаще бывают малоподвижны, с ограниченным объемом движений или, наоборот, гиперактивны, хаотичны, непоследовательны. Эти "режимы" могут чередоваться и успешно сочетаться. В их активности присутствует большое количество лишних движений, непроизвольных двигательных актов, которые мало несут смысла в повседневной деятельности.
Например, Аня редко передвигается по квартире размеренным шагом. Она делает это исключительно бегом, приплясывая, размахивая руками, подпрыгивая на ходу... Создается впечатление, что она вот-вот закинет ногу за ухо или нечаянно влезет на шкаф, но ведь смысла в этом совершенно нет. И выглядит это также.
Причина - нарушения этапов созревания мозга. На моем сайте есть статья про уровни развития движений и их связь с речевыми патологиями. Это сложная тема, затрагивающая вопрос поэтажного вызревания мозга детей. Если есть нарушения на одном этапе, то следующий тоже будет дефектен.
Данную тему рассмотрел и подробно описал Н. А. Бернштейн. Я не буду здесь расписывать научную базу. Это есть в указанной выше статье, но все же стоит упомянуть про 5 основных уровней.
Руброспинальный уровень. Он в основном отвечает за мышечный тонус, т.е. регуляцию статических движений, и передачу импульсов из центра к нервам и мышцам, которые исполняют принятую команду. Данный уровень руководит многими непроизвольными актами, например, вздрагиванием от шума, морганием при порыве ветра, ознобом при снижении температуры и т.д.
Если ребенок не может удержать позу, теряет равновесие, плохо действует по словесной инструкции, имеет слабое развитие силы мышц рук и пальчиков (не держит карандаш, игрушки, не может собрать пирамидку из-за промахов мимо основы, не попадает в прорези при игре с сортером), слабо чувствует органы артикуляции и с трудом выполняет такие упражнения, как элементарное надувание щек, то проблемы возникли как раз на первом уровне.
Степень патологии, конечно, у всех разная. Кто-то имеет лишь легкие "штрихи", другие могут получить диагноз ДЦП. Все индивидуально. Однако копать недостатки лучше с самого, так сказать, дна. Это поможет подобрать верный курс восстановительных упражнений.
При нарушениях развития именно первого уровня основной задачей становится нормализация тонуса мышц.
Этим мы с Аней и занимались первые два года. Массажи, зарядки, разминание пальчиков, их максимальный самомассаж с помощью разных игрушек, круп и текстурных поверхностей, простые пальчиковые игры, сенсорные игры - наш арсенал был богат. И его применение дало результаты! Массаж (общий) мы делали курсами по 10-15 сеансов с перерывом на 1,5-2 месяца. До сих пор раз в год проходим массаж шейно-воротниковой зоны и кистей рук на курсе микротоковой рефлексотерапии в Самаре. Увы, это стоит денег. В поликлинике очереди можно ждать год, а то и больше. Времени же у ребенка на восстановление с каждым днем меньше.
Второй уровень - подкорковый. Это второй "этаж" развития движений, отвечающий за совершение каких-то двигательных штампов и цепочки содружественных движений (динамическая координация). Здесь уже имеются переключения, согласования, подстройка разных групп мышц друг под друга, т.е. идет слаженная работа с множеством "задействованных лиц".
Именно в процессе вызревания этого уровня формируется четкость и точность движений, управление их ритмом. В эту группу входят многие движения, которые мы совершаем бессознательно, например, потягивание после долгого сидения в одной позе, содружественные взмахи руками и ногами при ходьбе. Сюда же относятся наши мимика, пантомимика, даже особенности почерка! Здесь то и закладывается схема тела, помогающая впоследствии формироваться пространственной ориентировке. Она в свою очередь дает ребенку возможность к школьному возрасту переносить пространственный опыт на 2D пространство - тетрадный или альбомный лист. Это я уже перешла к графомоторным навыкам. Интересно, читайте)))
Если ребенок не может отталкиваться от пола двумя ногами, прыгать попеременно то на левой, то на правой ноге, плохо соотносит движения со звуковым сигналом, не держит равновесие при выполнении подобных упражнений, не может прыгать через веревку, скакалку, маршировать, чередовать шаги и хлопки в ладоши, двигаться в такт музыке, повторить движения в заданной последовательности за взрослым, страдает невыразительной мимикой, не слышит ритмов, плохо делает артикуляционную гимнастику, скорее всего, нарушения есть и на втором уровне развития движений.
На даном этапе вы должны обратить внимание на коррекцию именно координации и ритма!
Пирамидно-стриальный уровень. Третий "этаж". В его работе задействованы многие структуры коры головного мозга и его подкорковые структуры. В общих чертах, он отвечает за вписываемость совершаемых движений в пространство, т.е. в работу подключается зрительный анализатор, рассчитывающий метричность и геометричность. Ребенок учится соотносить формы предметов, расстояние между ними, их нахождение относительно его собственного тела. Здесь формируются и меткость, и четкость, и скорость движений, и ловля предмета в движении.
Если ребенок постоянно промахивается, не может поймать тот же мяч, плохо срисовывает, слабо подражает действиям других, в том числе при выполнении артикуляционной гимнастики, не может поставить язык в указанную позицию, даже глядя в зеркало, то нарушения третьего уровня есть.
Анюта только недавно стала ловить движущуюся цель руками. Но до сих пор делает это коряво. Мы также большое внимание определяем на выполнение графических упражнений - обведение по контуру, штриховка, проходы лабиринтов, рисование по циферкам, срисовывание по клеточкам, графические диктанты. С этим она справляется уже гораздо лучше!
Уровень предметных действий - четвертый "этаж". Все ясно и понятно: в зоне его ответственности лежит управление действиями с предметами, с учетом логического предназначения этого предмета и обработкой стимулов, получаемых от органов чувств.
При нарушениях предметного уровня ребенок испытывает сложности с определением предмета на ощупь, плохо выполняет автоматизированные движения, такие как чистка зубов, мытье рук, завязывание шнурков, не понимает временных и пространственных отношений, слабо выполняет упражнения на повторение движений с условием, например, сделать на один прыжок больше или меньше, не может нарисовать простой орнамент по клеточкам, отобразить картинку в перевернутом виде. На данном этапе он вполне может произносить отдельно поставленные звуки, но остаются проблемы с их автоматизацией, т.е. правильным использованием в потоке речи.
У Анюты есть проблемы в этой области: завязывание шнурков и застегивание пуговиц для нас пока сродни полету в космос. Правда, звуки все, кроме "р", автоматизированы вполне успешно. С речью сейчас меньше проблем, нежели с моторикой и зрелостью психики. Инфантильность (основной признак ЗПР - задержки психического развития) все еще с нами в приличном объеме.
И, наконец, пятый "этаж" - уровень интеллектуальных двигательных актов. Здесь уже происходит сознательное управление движениями по заданному мысленно пути и придуманной схеме. Ребенок выстраивает модель своих действий относительно всех параметров окружающей действительности и своего состояния. Он может совершать сложные комплексные движения, оперирует логикой, хорошо узнает предметы на ощупь и может предполагать о свойствах предметов, которые похожи на изученные им ранее. Он способен прогнозировать и совершать разные по своей сложности и направленности движения. У него нет проблем с речью и действиями по инструкции.
Наиболее серьезное функциональное дозревание мозга происходит между 7 и 15 годами, когда ребенок постоянно совершенствует приобретенные навыки и усваивает новые.
При нарушениях развития уровней движений детям рекомендуют массаж, кинезиотерапию и занятия у нейропсихолога, который прекрасно разбирается в тонкостях описываемой темы. Он способен докопаться до глубинных нарушений и начать коррекцию даже с первого уровня. Именно понимание многоуровневой системы регуляции движений позволяет верно корректировать патологично сформировавшиеся двигательные навыки.
P.S. Большая просьба не писать комментарии в стиле "одни термины и ничего не понятно". Да, это сложная тема. Термины, используемые здесь, ничем не заменить. Я и так старалась разъяснить максимально конкретно смысловую нагрузку понятий. Эта тема не для праздных гуляк Дзена. Она интересна только тем, кому проблема особенных детей близка. Я тоже не сразу все узнала и поняла. Семь лет назад мне приходилось собирать всю информацию по крупицам и вникать во все эти термины, понятия и диагнозы! Легко не бывает! Я переводила зарубежные статьи, чтобы сообразить, что такое аутизм, и чем он отличен от той же ЗПР.
В теле статьи, в начале, есть две ссылки на мой сайт. На его просторах, кстати, имеется словарик научных терминов))) Все, что я здесь пишу, разъяснено там максимально подробно. А в рамках Дзена сделать в том же ракурсе не получится.
P.P.S. Не хотела писать большую статью изначально, но получилось то, что получилось)))
Спасибо за внимание! Читайте также:
СДВГ у Ани бьет все рекорды! Треклятая самоизоляция больше похожа на самоликвидацию
У Анюты третий диагноз - ОНР. Что это такое?
Он тебе ничего не должен! Сама развелась, теперь думай, как обеспечить
Когда мамы больше нет. Онкология
Что такое СДВГ у детей? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности
Как проходит день мамы особенного ребенка
Мама в депрессии. Эмоциональный ноль, как бороться
Ребенок с ЗПР, общая характеристика
Что я вяжу и почему так люблю рукодельничать