Найти в Дзене
Декамерон по-нашему

"Только научившись выворачивать ей руки, я нашёл на неё управу...Мы дрались, как звери"...

Вспомнила сегодня об удивительном произведении Джерома Килти "Милый лжец". Вернее фильм-спектакль с таким названием. В нём играли знаменитые актёры: Степанова и Кторов. Произведение основано на любовном романе в письмах английского писателя Бернарда Шоу и прославленной английской же актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл.

Я смотрела фильм , не отрываясь, слушала дивный хрипловатый голос Степановой и мягкий, обволакивающий баритон Кторова. Слова звучали неземной музыкой. А в них и юмор, и ирония, и мягкий сарказм. Но фоном, лейтмотивом звучала ЛЮБОВЬ!

Стелла Патрик Кэмпбелл лицедействовала не только на английской сцене, но и в любви. Драматург, театральный критик и публицист Бернард Шоу был потрясён ею сначала, как актрисой. Он признавал, что стоило ей "сверкнуть глазами", как тут же "все нормальные мужчины лишались способности правильно оценивать художественные достоинства данного произведения". Трагическим ослеплением называл он это воздействие актрисы на мужчин. Сам себя он не считал "нормальным мужчиной". А кто, скажите мне, нормален в творческой среде? Тогда он - серость и бездарность. Мне так кажется... А вы какого мнения?

Эпистолярная любовь к "беломраморной красоте" Стеллы не была единственной в жизни Шоу. Он заводил театральные романы в виде многолетней переписки и с другими актрисами: Эллен Терри, Флоренс Фарр и другими. Со своей женой Шарлоттой Шоу он договорился, что между ними не будет близости. Он не признавал сексуальную основу в браке. Ему было удобно с заботливой и милой женой и он не собирался от неё уходить.

Бернард Шоу и Стелла Кэмпбелл
Бернард Шоу и Стелла Кэмпбелл

Стелла тоже была верна своему непутёвому мужу-авантюристу, который уехал в южную колонию Англии и там пытался всякими способами ухватить удачу за хвост. Она поддерживала его в этом и морально, и материально. Вообще, я сделала вывод, что это была героическая женщина! Когда Патрик через семь лет странствий вернулся в лоно своей страны и семьи, то жил в тени и на средства своей знаменитой жены. В 1900 году муж Стеллы погиб в англо-бурской войне. И чувства между ней и Бернардом Шоу вспыхнули вновь.

Но была ли это ЛЮБОВЬ? Писателю для творчества необходимо состояние влюблённости. Он писал: "Женщины многое теряют на мне... Я их надуваю по-крупной... Любовь даёт мне развлечение и восстанавливает силы".

Стелла платила ему той же монетой. Дразнила и притягивала к себе. Особенно она потешалась над его строгим распорядком и боязнью расстроить жену. Шоу делился: " Стелла пришпиливала меня к месту и творила чудеса - лишь бы я опоздал к обеду. Дело доходило до настоящей потасовки. Только научившись выворачивать ей руки, я нашёл на неё управу. Мы дрались, как звери... Она заходила безбожно далеко."

Вот ведь, до чего женщина может довести доброго и здравомыслящего человека. Это опять моё мнение.

И всё это время они писали друг другу пылкие и длинные письма любви. Письма Шоу становились всё более призывными и страстными. Хотя в них обнаруживалась и скрытая ирония над своим увлечением. Стелла, сознательно держа относительную дистанцию, этим самым разжигала страсть. Мудрая женщина!!!

После триумфа в ряде пьес с 1897 по 1907 годы миссис Пат (сокращённо от имени мужа Патрик) завоевала право именоваться первой трагической актрисой Англии. Хоть и был влюблён Шоу, но приходил в ужас, когда драматург и актриса работали вместе над ролью.

Звезда звёзд, Беатричиссима, Дражайшая лгунья, Благославеннейшая доводила автора до бешенства.

Когда, через годы, ей пришлось работать в Америке, успех был, но материального благополучия не наблюдалось. Бернард очень хотел поддержать её, но она зависеть ни от кого не желала. Кремень! Он почувствовал себя вновь влюблённым юношей, когда она , уже 47 летняя актриса, согласилась сыграть Лизу Дулиттл в его пьесе "Пигмалион". Шоу млел от счастья, водил её на прогулки в парк, заставлял там заниматься физкультурой, доставляя удовольствие зевакам.

Стелла Кэмпбелл в пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион".
Стелла Кэмпбелл в пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион".

Стелле Кэмпбелл всё же удалось огорчить влюблённого драматурга : накануне премьеры "Пигмалиона", 7 апреля 1914 года она тайно вышла замуж за Джорджа Уэста, младше неё на 10 лет и такого же ветреного и беспомощного, как и её первый муж. И она вновь взвалила на себя его долги и расходы... Опять "те же грабли"! Брак вскоре распался.

С Бернардом они остались друзьями. Роль Элизы Дулиттл стала вершиной её карьеры. Образ "однозвёздной гастролёрши" тускнел с годами...

Шоу продолжал засыпать её письмами, в которых писал обо всем на свете. Она была благодарна.

Стелла со своей любимой собачкой.
Стелла со своей любимой собачкой.

Судьба её не гладила по головке: в первой мировой погиб её сын, дочь стала актрисой, но слабо востребованной. Но Стелла не жаловалась. Училась "привыкать к бедности". Она умела радоваться мелочам. Продала свой огромный дом, переселившись в пригород Лондона. Она принялась писать мемуары, войдя в роль писательницы.

В 1922 году вышла в свет её книга "Моя жизнь и кое-что из писем". В неё, конечно же, вошли и страницы их эпистолярного романа с Бернардом Шоу. Были совместно отобраны письма, которые можно было опубликовать при жизни. Остальную переписку - после их смерти. После премьеры пьесы "Тележка с яблоками", где главная героиня (её играла другая актриса) была полностью списана со Стеллы, она негодовала, что он выставил напоказ их отношения. А Шоу ответил: "Я написал великолепный Ваш портрет...Нельзя допустить, чтобы мы вошли в историю под знаком сплетни и ядовитой клеветы. Пусть мир над нами смеётся, но смех этот будет весёлый, а не грязный".

Она жила в Америке, изредка играя в кино, но вернуться не могла. По той причине, что тогда пришлось бы сдать своего любимого пёсика Мунбима (в другом источнике - Эльфик) в годичный карантин (в другом источнике - полугодичный), а расстаться с ним на год было выше её сил! Шоу злился и возмущался, но переделать любимую Звезду не мог. Любовь к собакам выше любви к мужчине? Для меня это нонсенс.

Только в 1939 году она перебралась во Францию и жила там в самых дешёвых пансионатах, где никто её не узнавал (постарела, располнела), тем более, что фамилию взяла своего второго никчёмного мужа - Уэст. ( 19 апреля 1940 года она скончалась в одном из таких пансионатов в местечке По, где её и похоронили. И тогда волна славы снова поднялась. Голоса в прессе звучали, как хвалебная ода её личности и таланту. А Шоу в статье, посвящённой ей написал: "Она очаровала и меня среди прочих; но я не смог прожить с ней и недели; так что из этого ничего не вышло".

Эпилогом их эпистолярного романа стала пьеса Джерома Килти "Милый лжец", в основу которой была положена их 40-летняя переписка.

Непременно пересмотрю фильм-спектакль. Кстати, позднее его сыграли Юлия Борисова и Василий Лановой, блистательные и любимые мной актёры. Может быть, есть фильм с таким названием и не только нашего производства, но и иностранных режиссёров.

А вас прошу ставить лайки, если дочитали статью и подписывайтесь на мой канал. "Я в любви Эйнштейн!", как сказала пьяненькая посетительница кафе в фильме "17 мгновений весны".