Всем привет!
В этой статье я хотел бы продолжить тему о подвигах прославленного советского воздушного аса Ивана Кожедуба. Говоря о нём, его боевом пути, хочется сказать: «и один в поле воин, если он Иван Никитович Кожедуб»!
На всякий случай, в двух словах ещё напомню о том, кто такой Иван Никитович Кожедуб. Лучший ас антигитлеровской коалиции, самый результативный военный лётчик - истребитель ВВС СССР. Мастер наступательного воздушного боя.
Воевать начал с марта 1943 года, первый бой был в районе Курской дуги.
За немногим более 2-х лет на фронте он совершил 330 боевых вылетов, совершил 120 воздушных боев и официально сбил 62 вражеских самолёта. Это не считая подпитых американских самолётов, которые не вошли в его боевой счёт. Трижды герой Советского Союза.
История, о которой я хотел бы поговорить произошла в середине весны 1945 года во время наступления советских войск на Берлин.
Начинались знаменитые бои за Зееловские высоты, когда войска 8-й гвардейской армии Чуйкова двинулись в атаку при свете 51 прожектора.
Свет прожекторов ошеломлял немцев и в то же время освещал дорогу нашим наступающим войскам. Кроме того, прожекторы мощной засветкой вывели из строя немецкие системы ночного видения.
Почти одновременно с пехотой двинулись передовые бригады 1-й гвардейской танковой армии Катукова. Разведывательные подразделения передовых бригад вступили в сражения в рядах пехоты.
Прорвав оборону противника и отбив несколько контратак 20-й моторизованной и 169-й пехотной дивизий, наши войска продвинулись на 3-6 км. Главная полоса обороны противника была прорвана. К 12 часам гвардейцы Чуйкова и передовые части танковой армии вышли к Зееловским высотам, где проходила вторая мощная полоса обороны противника.
В небе наши лётчики сделали более 17 000 боевых вылетов. Немецкие Люфтваффе также подняли в воздух все свои самолёты.
Лучшие остатки немецких лётчиков поднялись в небо, чтобы остановить наступление Красной армии.
Они работают в режиме «свободной охоты»: летают, ищут и сбивают самолёты противника.
Сразу же после того, как они пересекли линию фронта, наши Ла-7 натолкнулись на большую группу истребителей FW-190, с прицепленными к боевой подвеске бомбами.
Иван Кожедуб начал набор высоты, чтобы начать атаку и доложил на командный пункт об установлении боевого контакта с 40 немецкими истребителями.
Лётчики Luftwaffe видели, как пара советских Ла-7 ушла за облака. Они думали, что «красные» уже не вернуться, однако они ошиблись.
Иван Никитович в своих воспоминаниях писал: «соотношение сил явно не в нашу пользу. Незначительный просчёт и все будет кончено, но наш долг — сорвать немецкий налёт, и я даю команду атаковать».
Кожедуб атакует как истинный джентльмен: подобно соколу, рухнув сзади и сверху на замыкающий группы 4-ки «Focke Wulf FW 190», он практически в упор одной длинной очередью сбивает его.
Он и его ведомый изо всех сил маневрировали, поворачивая свои Ла-7 вправо и влево, старясь создать у противника впечатление, будто бы их атакует много истребителей сразу. Короткими очередями он вёл огонь по нескольким целям одновременно.
Кожедуб бросился прямо в гущу вражеских истребителей. Немцы паникуют, поддаются на уловку советского аса и в страхе начали бомбить свою территорию. Однако, вскоре, они поняли, что противников всего два. Тогда немецкие лётчики, попытались реализовать своё численное преимущество и уничтожить советские самолёты.
К этому времени поспевает помощь: к сражающимся Титаренко и Кожедубу присоединяются лётчики 176 авиационного полка.
Наши асы могли возвращаться домой на остатках керосина в баках.
Однако, по пути на аэродром, Иван Кожедуб замечает одиночный Focke Wulf, пытающийся сбросить бомбы на наступающие советские войска. Кожедуб настигает его, немец входит в пике и сбрасывает бомбы на своей территории. На выходе из манёвра, Кожедуб длинной очередью сбивает фашиста.
И это были последние 61-й и 62-й самолёты из уничтоженных Иваном Кожедубом во время Великой отечественной войны.
Иван Никитович вспоминал: «Мы вдвоём вели бой с сорока вражескими истребителями. Бой был действительно хорош. И не только с точки зрения тактики. Нас увлекал единый наступательный порыв, в те дни овладевший всеми нашими войсками. Я вложил в этот бой всю душу, все знания, весь опыт».
А на этом у меня все.
В следующей статье я расскажу о том, как над Берлином на Ивана Никитовича напали американские самолеты.
Берегите себя и своих родных.