1830 год. Английский художник Уильям Этти вдохновляется сюжетом из труда под названием «История», созданного Геродотом, и по его мотивам пишет картину под названием «Неосторожность Кандавла». Полотно стало причиной споров, но несёт в себе глубокий урок нравственности и продолжает будоражить сознание ценителей искусства. Кроме того, интерес вызывает ещё и полное название творения: «Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу, одному из своих слуг, когда она ложится в кровать».
Ужасающая и в то же время красивая легенда звучит так: Кандавл был одержим красотой своей жены Нисы и восхищался ею в разговорах с главным телохранителем по имени Гиг. Как оказалось, чувства мужчин в отношении девушки совпадают, поэтому Кандавл захотел, чтобы слуга увидел, как Ниса раздевается перед сном. Не желая этого, Гиг всё равно не мог отказать царю. Ему пришлось спрятаться и наблюдать запрещённое таинство из-за двери спальни. А когда он уходил, Ниса обратила внимание на его тень и решила супругу ничего не сообщать. Вместо этого утром она предложила Гигу отчаянный выбор: убить Кандавла и взять её в жёны или быть убитым самому. И уже ночью Гиг притаился за дверью, откуда вновь видел, как Ниса готовиться спать, а затем напал на Кандавла, пока тот был погружён в сон. Гиг женился на девушке и самовольно стал царём Лидии, которой впоследствии правил на протяжении 38 лет.
Этти разместил фигуры так, что взгляд в первую очередь падает на героиню полотна, на Нису, что создаёт своеобразное ощущение неловкости и стыда за вторжение в личную жизнь. Одежда и архитектурные решения художник расположил довольно хаотично, из-за чего возникает чрезмерная замкнутость пространства картины, которая подчёркивает насильственный характер сцены. В то время Уильяма Этти критиковали за изображение откровенной порнографии в сочетании с неприятным сюжетом, хотя живописец всю жизнь рисовал обнажённую натуру, основываясь на библейских, литературных и мифологических сюжетах. Тем не менее, общественность не ожидала, что выходец из английской школы живописи способен своим творчеством унизить чувства и вызвать столь противоречивые ощущения. Картину восприняли как намеренную попытку художника шокировать и возмутить. Однако Этти не единственный, кто прибегал к изображению данного сюжета. К примеру, вот работа Жан-Леон Жерома «Царь Кандавл».
А вот полотно «Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу» кисти Якоба Йорданса. Причём поза героини почти такая же, как и на картине Этти. Йорданс писал этот сюжет в 1646 году, но маловероятно английский художник мог видеть эту интерпретацию, так как она всё время была в Швеции.
Сам Этти утверждал, что «Неосторожность Кандавла» заключает в себе важный урок: женщина не является собственностью, а тот, кто нарушает её права, будет наказан по справедливости. И всё же у картины был единственный публичный показ — в Королевской Академии в год написания картины. Позже её приобрёл коллекционер Роберт Вернон. В 20-е годы ХХ века полотно передали британской галерее Тейт, где оно выставляется до сих пор. Более того, из-за выраженного мотива вуайеризма в современной психопатологической практике есть любопытный термин — кандаулезизм, то есть навязчивая потребность показывать своего обнажённого партнёра другим.