«Служебный роман» вышел на экраны в 1977 году. Успех у фильма был бешеный. Помню, как я отстоял большую очередь, чтобы купить билет.
С тех пор я посмотрел этот фильм раз сто, если не больше. Людмилу Прокофьевну из фильма я очень люблю, как и Алису Фрейндлих, которая сыграла эту роль. Часть сцен проходит в квартире главной героини. В интерьере много интересных деталей, которые я люблю рассматривать, они ведь тоже многое говорят о характере знаменитой начальницы.
Проживала Людмила Прокофьевна в «доме-свечке» на Большой Никитской, 43 «А». По любым меркам, квартира хорошая. Просторная, с удобной планировкой. Элитная. И обставлена с любовью, несмотря на то, что хозяйка - человек занятой, и «горит» на работе.
Больше всего говорящих деталей в гостиной. Нежные светло-серые обои в полоску удачно дополнены плотными портьерами глубокого серо-зеленоватого цвета. Эту цветовую гамму поддерживают лохматые подушки на диване.
Геометрический рисунок тюля сочетается с рисунком торшера, стоящего у окна. Видно, что у хозяйки неплохой вкус, несмотря на то, что сама она в начале фильма одевалась как настоящая мымра.
На стенах - расписная декоративная тарелка, небольшой пейзаж в рамке, дополненный красивым подсвечником. Большая репродукция приковывает внимание, - работа Амадео Модильяни.
По одной из версий, это портрет Анны Ахматовой, в которую художник был страстно влюблён. Думается, Калугина прекрасно знала эту романтическую историю, связанную с картиной.
И то, что это изображение доминирует над обстановкой, по-моему, говорит и о хорошем гуманитарном образовании, и об известной романтичности характера.
Книжный шкаф заполнен книгами, но место для безделушек нашлось. Несколько фигурок стоят и на шкафу. Похоже, это сувениры, которые все мы привозим из поездок. Мне хотелось бы разглядеть фигурки вооружённых витязей, но в фильме их детали плохо различимы.
Мебель соответствует статусу Калугиной. Добротно и современно - прямоугольный стол, за которым произошло объяснение героев, полированный книжный шкаф, кресло с гобеленовой обивкой.
Телевизор у стены, проигрыватель «Эстония-стерео» и стильный радиоприёмник, - Людмила Прокофьевна приобретала всё это, видимо, в надежде разнообразить свой досуг, которого для неё всегда было слишком много в силу одиночества.
Из бытовой техники примечателен пылесос «Вихрь». Героиня занимается уборкой перед тем, как позвонить Новосельцеву и устроить ему допрос по поводу подаренных цветов.
В фильмах Рязанова ни одна деталь не бывает случайной, - и мы видим детские и семейные фото за стеклом шкафа, смешного потрёпанного тигрёнка в прихожей у зеркала, красивые букеты из сухих осенних листьев.
Прекрасная хрустальная люстра с подвесками - настоящее украшение интерьера. Тем более она сверкает, впрочем, как и всё в квартире Калугиной, - статистик во всём любит порядок.
Вместо дивана - тахта с овечьей шкурой и подушками. Соломенный коврик на стене у тахты. Бежевый узорчатый ковёр на полу - неизменный атрибут интерьера 70-х.
Прихожая Калугиной невелика, но планировка удобная. Помещается и вешалка, и круглое зеркало, - его освещает бра с молочным абажуром.
Здесь же - чудесный абстрактный эстамп в рамке, который хорошо виден, когда герои бросаются спасать несчастную кошку, застрявшую в водосточной трубе.
Нигде так явственно не проглядывает натура хозяйки, как на кухне. Светлая мебель хорошо знакома большинству из нас, у многих были такие гарнитуры. Белый холодильник, белый кафель, дверцы шкафчиков цвета мяты.
Светлое, радостное впечатление усиливается благодаря цветастым шторам и милым мелочам - большому жостовскому подносу на столе, многочисленным керамическим баночкам, простой, но симпатичной посуде.
Балкон, на который выходит Калугина, примечателен полупрозрачными пластинами ограждения. Я так и не понял, из чего оно сделано, скорее всего, пластик.
Здесь все, как у обычных советских людей, - висит бельевая верёвка. А еще Людмила Прокофьевна, как и все мы, держит на балконе трёхлитровые банки.
Дом главной героини «Служебного романа» сохранился до сих пор. Три кирпичные двенадцатиэтажные «свечки» населяли тогда исключительно представители управленческой элиты, работники номенклатуры.
И подъезд не изменился, и внешний облик дома, разве что частично пострадали стеклоблоки на лестничных клетках, да ограждения балконов стали более мутными от времени.