Клэр Дойл «Месяц революции. Уроки всеобщей забастовки» (1988)
Событиям Красного Мая во Франции предшествовали десятилетия послевоенного подъема: 5-процентный экономический рост, экспансия французскими товарами мирового рынка. Но изобилие в стране сочетались с нерешенными социальными противоречиями – и марксистка Клэр Дойл пишет о том, что подъем экономики только «углубил и обострил» классовые и социальные антагонизмы.
Дойл приводит подробную хронику событий французского Мая 68-го глазами участницы тех событий. Клэр Дойл считает, что во Франции в 1968-м были на лицо все признаки революционной ситуации, не хватило одного – массовой партии, способной возглавить стихийно возникший протест.
Ричард Вайнен «Долгий ’68: Радикальный протест и его враги» (2020)
«Долгий ’68: Радикальный протест и его враги» – это фундаментальное исследование британского историка Ричарда Вайнена. Под «долгим 68-м» Вайнен понимает радикальные движения конца 1960-х – начала 1970-х. Автор анализирует протесты в ряде стран: США, Франция, Великобритания, ФРГ и находит в каждой из них свои специфические черты – например, в США это было движение за гражданские права чернокожих, а в Германии – денацификация.
Также Ричард Вайнен рассматривает в отдельных главах целый круг вопросов: университеты, рабочие выступления, семья и сексуальность, формирование террористических группировок 70-х годов.
Как историк Вайнен осторожен в выводах, но подобранные им факты помогают лучше понять причины того, почему всемирная вспышка 68-го так и не превратилась в революцию.
Сидоров А.Н. «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50 - 70-е гг. XX в.)» (2006)
В 1968-м среди групп радикально настроенных студентов преобладали анархо-синдикализм и отрицание авторитарного (в их понимании) марксизма. Казалось, это должно было противоречить убеждению Жана-Поля Сартра в необходимости коммунистической партии как единственной силы, выражающей единство рабочих и противостоящей угрозе войны. Но Сидоров пишет о том, что Сартр поддержал 1968-й и увидел в молодежном бунте «прежде всего отрицание культуры как инструмента отбора в ряды элиты».
В своей книге «Коммунисты боятся революции», изданной вскоре после событий мая-июня 1968-го, Сартр говорит о том, что вина коммунистов не в том, что они не предприняли попытки захватить власть, а в том, что они не увидели в протестах Красного мая революционного потенциала. Ведь Жан-Поль Сартр считал, что «революционная теория рождается в ходе революционной борьбы».
Алла Войская
Больше статей вы можете прочесть в нашем паблике Скала. С новинками художественной прозы можно ознакомиться в группе Litera Nova