Найти тему
СЕТЕЛИТ

Три важных книги о Мае 68-го

Клэр Дойл «Месяц революции. Уроки всеобщей забастовки» (1988)

Источник фото: https://www.ozon.ru/context/detail/id/166189691/?stat=YW5fMQ%3D%3D
Источник фото: https://www.ozon.ru/context/detail/id/166189691/?stat=YW5fMQ%3D%3D

Событиям Красного Мая во Франции предшествовали десятилетия послевоенного подъема: 5-процентный экономический рост, экспансия французскими товарами мирового рынка. Но изобилие в стране сочетались с нерешенными социальными противоречиями – и марксистка Клэр Дойл пишет о том, что подъем экономики только «углубил и обострил» классовые и социальные антагонизмы.

Дойл приводит подробную хронику событий французского Мая 68-го глазами участницы тех событий. Клэр Дойл считает, что во Франции в 1968-м были на лицо все признаки революционной ситуации, не хватило одного – массовой партии, способной возглавить стихийно возникший протест. 

Ричард Вайнен «Долгий ’68: Радикальный протест и его враги» (2020)

Источник фото: https://altleft.org/2020/05/14/dolgij-68-radikalnyj-protest-i-ego-vragi-richarda-vajnena/
Источник фото: https://altleft.org/2020/05/14/dolgij-68-radikalnyj-protest-i-ego-vragi-richarda-vajnena/

«Долгий ’68: Радикальный протест и его враги» – это фундаментальное исследование британского историка Ричарда Вайнена. Под «долгим 68-м» Вайнен понимает радикальные движения конца 1960-х – начала 1970-х. Автор анализирует протесты в ряде стран: США, Франция, Великобритания, ФРГ и находит в каждой из них свои специфические черты – например, в США это было движение за гражданские права чернокожих, а в Германии – денацификация. 

Также Ричард Вайнен рассматривает в отдельных главах целый круг вопросов: университеты, рабочие выступления, семья и сексуальность, формирование террористических группировок 70-х годов. 

Как историк Вайнен осторожен в выводах, но подобранные им факты помогают лучше понять причины того, почему всемирная вспышка 68-го так и не превратилась в революцию.

Подробнее о книге 

Сидоров А.Н. «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50 - 70-е гг. XX в.)» (2006)

Источник фото: https://avtonom.org/files/sartr.pdf
Источник фото: https://avtonom.org/files/sartr.pdf

В 1968-м среди групп радикально настроенных студентов преобладали анархо-синдикализм и отрицание авторитарного (в их понимании) марксизма. Казалось, это должно было противоречить убеждению Жана-Поля Сартра в необходимости коммунистической партии как единственной силы, выражающей единство рабочих и противостоящей угрозе войны. Но Сидоров пишет о том, что Сартр поддержал 1968-й и увидел в молодежном бунте «прежде всего отрицание культуры как инструмента отбора в ряды элиты».

В своей книге «Коммунисты боятся революции», изданной вскоре после событий мая-июня 1968-го, Сартр говорит о том, что вина коммунистов не в том, что они не предприняли попытки захватить власть, а в том, что они не увидели в протестах Красного мая революционного потенциала. Ведь Жан-Поль Сартр считал, что «революционная теория рождается в ходе революционной борьбы».

Алла Войская

Больше статей вы можете прочесть в нашем паблике Скала. С новинками художественной прозы можно ознакомиться в группе Litera Nova