Большая катушка
Продолжаем знакомство с моделями TK 745, TK 845, TK 747 и TK 847, которые выпускались компанией Grundig в период с 1973 по 1977 гг.
Как обещал, поговорим об их достоинствах и недостатках.
Лентопротяжный механизм
Кинематика этих магнитофонов построена по одномоторной схеме, что изначально определяет ее особенности.
1. У многих моделей Grundig двигатель выполняет функции трансформатора блока питания. Рассматриваемые здесь магнитофоны – не исключение. Вообще, немецкие электромоторы отличаются исключительной надежностью, но если вы столкнулись со сгоревшим экземпляром, придется отдать его в перемотку: новых в Интернете вы не отыщите, да и бывшие в употреблении встречаются крайне редко.
2. Самым «молодым» магнитофонам этих серий больше 40 лет, у большинства отвратительно работает перемотка и звук «плывет». Первая очевидная причина – отсутствие смазки, вторая – старение резины. Дело в том, что механизм этих моделей изобилует паразитными элементами – роликами и пассиками, а передача вращения на маховик тонвала и переключатель скоростей протяжки вообще потребовали применения промежуточного пассивного модуля, который больше всего напоминает замысловатый вал автомобильного гидротрансформатора. Разумеется, со временем обрезиненные паразитные ролики «дубеют» и теряют фрикционные свойства, пассики трескаются, вытягиваются и, в лучшем случае проскальзывают, а в худшем – соскакивают со шкивов. Если пассики подмотки принимающего узла и счетчика вполне можно заменить на подходящие по размеру отечественные или, скажем, китайские, то ролики и квадратный в сечении промежуточный пассик привода тонвала лучше поискать на соответствующих зарубежных сайтах. Все это там имеется, стоит недорого и предлагается в виде абсолютно свежих, «ненадеванных» ремкомплектов, куда входят лампочки подсветки индикаторов и даже прижимной ролик.
3. Подшипники скольжения паразитных роликов перемотки и подкатушечников нетрудно промыть и смазать. Узел промежуточного модуля довольно просто демонтируется, при этом открывается доступ к нижнему (заднему) «плавающему» подшипнику этого элемента. Значительно хуже дело обстоит с роликом передачи вращения на маховик тонвала, и нижним (задним) подшипникам тонвала. Чтобы их промыть и смазать приходится снимать заднюю панель механизма, на которой смонтирован тормоз маховика. Разобрать всю эту красоту просто, а вот собрать – большая проблема. Однако если смазка засохла, а ролик привода маховика «не тянет», придется пройти и через это испытание.
4. Троссики тормозного механизма со временем вытягиваются и засаливаются. Их нетрудно снять и протереть, а заодно – промыть и протереть соответствующие желобки на подкатушечниках. После установки троссиков на место, желательно отрегулировать тормоза и натяжение ленты. Эта несложная, на первый взгляд, процедура (надо слегка отогнуть или подогнуть выступы на шасси, в которых закреплены неподвижные концы троссиков) требует терпения и сноровки.
5. У многих аппаратов этой серии со временем приходит в негодность или теряется фирменный «грюндиговский» лентоприжим. Найти такой в Интернете практически невозможно, лавсановая лента походящей толщины и соответствующих свойств вам тоже вряд ли попадется. Но выход есть: не уступающий «родному» лентоприжим можно изготовить из антистатического внутреннего (матового) конверта для виниловой пластинки, стержня от шариковой ручки и миллиметровой медной проволоки. Если утеряна пружинка, заменитель лучше всего самостоятельно навить из третьей струны (соль) для электрогитары. Практика показывает, что самодельный лентоприжим действует не хуже заводского.
Промытая, смазанная и отрегулированная лентопротяжка должна работать мягко, стабильно и практически бесшумно во всех режимах.