-Согласна ли ты, Маргарита, взять раба Божия Оттавио в мужья?
-Нет!
-Хорошо. Объявляю вас мужем и женой!
Примерно такая сцена произошла 4 ноября 1538 года в Сикстинской капелле в Ватикане.
Строптивой невестой, явившейся на собственную свадьбу в траурном платье, была Маргарита Австрийская, внебрачная дочь императора и короля Испании Карла 5. Женихом - внук Папы Павла 3, Оттавио Фарнезе.
Потому и венчание происходило в самом элитном римском ЗАГСе, и на сопротивление невесты никто не обратил ровно никакого внимания: папа-император и просто Папа- они, сами понимаете, лучше знали, кто на что согласен. И на что они способны, если кто-то не согласен.
Но эти ушлые деятели, пожелавшие скрепить политический союз брачным, немного... да что там - совсем недооценили, на что способна девчонка переходного возраста, когда ей пришла охота побунтовать.
Павел 3, конечно, с самого начала подозревал, что берет в семью не покорную овечку, а самую настоящую дикую кошку - еще до свадьбы, когда велось обсуждение брачного контракта, 16-летняя Маргарита проявила редкую для своего возраста и статуса-бастарда прыть и неожиданные способности к жестким переговорам - капля за каплей она выжимала из обескураженных Фарнезе все новые уступки - титулы, земли, недвижимость и драгоценности.
"От ватиканского добра не убудет" - думал Павел 3 и с улыбкой соглашался на все требования. К Маргарите он даже чувствовал симпатию, как к родственной практичной душе.
Маргарита же в своей меркантильности имела иную цель - чтобы Фарнезе вышли из себя, и свадьба была отменена. Жених на два года младше ее категорически не устраивал. Если и выбирать мужа, она бы предпочла Козимо Медичи.
Но церемония венчания в Сикстинской капелле все же состоялась, семью жениха не оскорбило ни траурное платье, ни отказ сказать "да"...
тогда Маргарита выбрала другую тактику - ведь по средневековым законам брак был "завершен", только если произошла близость. А что ей, опытной 16-летней женщине, стоит напугать малолетнего "муженька" так, чтобы близость не произошла никогда?
Маргарита при встречах с Оттавио одаривала его презрительными взглядами и приголубливала ледяным холодом, но чаще просто проходила мимо, не замечая, как пустое место.
Все это она перемежала постоянными жалобами своему отцу - дескать Фарнезе ее совсем не уважают. Недавно вот отправились на мероприятие, демонстративно не взяв ее. Правда Маргарита забывала добавить, что к назначенному часу она сама опоздала на три часа.
Оттавио, прыщавый закомплексованный подросток, трепетал при виде столь суровой супруги, ему-то этот брак был нужен не больше чем ей... но семейство настаивало - и наконец, в день, назначенный папским астрологом, молодых на ночь заперли в одной опочивальне.
-Бедняга, все что он смог - это только обмочить простыни... - заявила Маргарита на следующее утро.
Оттавио стал посмешищем всего Рима. Да и не только Рима.
Вдобавок к одному унижению в это же самое время сиенская поэтесса Лаудомия Фортеггуэри (вероятно с разрешения Маргариты) опубликовала в ее честь сонеты... сонеты женщины к своей возлюбленной.
Как только Лаудомия увидела Мадам Маргариту, яркое пламя Любви разгорелось между ними...
В поддержку своих взглядов привожу вам пример самой пылкой любви, существующей в наше время. И не между мужчиной и женщиной, а между двумя уникальными женщинами. -
Вещал по поводу этих сонетов профессор Пикколомини на лекции в Болонском университете.
А раз уж о твоей личной жизни и мужской несостоятельности уже говорят даже не на страницах памфлетов, а на лекциях... дело действительно обстоит не очень хорошо и от репутации остались одни ошметки.
Оттавио и его семейству срочно потребовался виноватый. Ну вообще ясно было, что виноватой была сама Маргарита - но как дочь императора, она оказалась вне подозрений.
Козлы отпущения нашлись в лице ее исповедника Паллавичино и испанского посла Мендозы. Посол правда успел сбежать из Рима, а вот исповедника схватили и посадили в застенки Инквиции - обвинения в его адрес заставляли трепетать: колдовство. Якобы из злого и дьявольского умысла исповедник подмешивал в питье Мадам зелье, отвращающее ее от мужа. А в питье Оттавио бром.
Под пытками Паллавичино сознался в колдовстве и некромантии, и вдобавок оговорил ни в чем не повинного посла Мендозу. Фарнезе торжествовали - нормальный мол у нас мальчик Оттавио, крепкий и способный... это все некроманты проклятые виноваты.
А Маргарита внезапно поняла, что шутки кончились.
В страхе она тоже сбежала из Рима и заперлась в крепости, подаренной ей отцом. Императора Карла непутевая дочь стала заваливать письмами с просьбами дать совет - ЧТО делать и КТО виноват?
Император согласился дать совет при личной встрече. Он как раз собирался в Италию, для сбора флота на борьбу с алжирскими пиратами. Гордиев узел неудачного брака он разрубил решением взять Оттавио с собой в экспедицию.
-Пусть он на одной галере с Вашим величеством будет! - настаивали подозрительные Фарнезе.
Великая армада императора потопла при шторме, и активно ходили слухи, что и императорская галера тоже. Фарнезе злорадствовали и скалили зубы на строптивую невестку - что Оттавио тоже мог утонуть, их мало волновало.
Но и император, и Оттавио выжили. Зять даже получил награду от тестя - так как хорошо проявил себя в боях и был ранен.
Вернувшегося из алжирского похода Оттавио было не узнать - прыщавый подросток превратился в привлекательного мужчину, вдобавок героя.
-А я наверно погорячилась тогда... - вероятно подумала Маргарита, и наконец, допустила мужа в спальню.
В 1545 году у них родились близнецы.
Тут бы и закончить рассказ на позитивной ноте - но жизнь не сказка, характеры супругов не превратились внезапно в ангельские, и их супружеская жизнь, полная скандалов и приключений продолжилась.
О чем вы можете прочитать в серии заметок про Маргариту.
Маргарита Пармская - непослушная дочь и плохая жена. Ч1
Маргарита Пармская - непослушная дочь и плохая жена. Ч2
Маргарита Пармская - непослушная дочь и плохая жена. Ч3
Маргарита Пармская - непослушная дочь и плохая жена. Ч4