Название удивило, еще когда ездила с экскурсионной группой. Но оказалось, что еще 150 лет назад профессор Герман Шапиро, с большим трудом пробившийся на учебу в Вене, кликнул клич: «Евреям нужен свой — Еврейский университет, в Иерусалиме!» Отсюда и название.
Хотя пестрота народов здесь потрясающая: индус в чалме рассказывает что‑то арабской девушке, умотанной в хиджаб, щебечущие японки строят глазки рыжему англичанину, два еврея с пейсами объясняют дорогу пухленьким американочкам…
Формально я имела право на репатриацию: папина мама относилась к здешней титульной нации. Фактически я в Израиле жить не планирую, потому все заморочки с оформлением гражданства решила оставить на потом, когда разберусь: нра — не нра.
Можно было и в США поехать, в принципе, но там обучение очень дорогое, израильское дешевле вчетверо.
Иностранные абитуриенты, как и выпускники израильских школ в обязательном порядке сдают психотест:
- математика,
- английский язык,
- иврит.
Естественно, по ивриту мало кто набирает высокие баллы. Хотя приезжие американцы, окончившие еврейские школы, лихо раскидывают эти сложные для нас задания. По результатам тестирования будущие студенты либо зачисляются на первый курс, либо направляются на подготовительное отделение. Какой‑то нижний уровень, когда в приеме отказывают, есть, но я очень старалась хотя бы то, что знаю как следует, написать хорошо, чтобы в отказ не попасть.
И вот, по окончании местных осенних праздников, в октябре мы начали занятия на подготовительном отделении. До этого успели заселиться в общежитие (это намного дешевле, чем в аналогичных европейских кампусах!), слегка освоиться и — главное — научиться разбираться в нумерации учебных корпусов, достаточно прихотливой.
На группу из пяти новичков нам выделили куратора — для решения бытовых проблем. Наша энергичная Ханна болтала, по‑моему, на полудюжине разных языков и очень радовалась возможности усовершенствовать свой русский. Нас она на учебу отвела буквально за руки, показала, где здесь буфет, куда можно выйти покурить (о, здесь с этим очень строго!), где находится «бейт шимуш» («служебный домик», он же туалет).
Предметов было совсем немного. От изучения английского, по результатам теста, меня освободили, но я всё равно, когда была возможность, посещала уроки, чтобы не забыть то, что уже выучено. Зато на иврит пришлось хорошенько приналечь, ведь часть занятий ведется на этом языке, особенно на младших курсах. Преподаватели нас буквально загоняли бушлатом по зоне, уроки назначались и утром, и после полудня.
Понравилось, что много времени остается на самостоятельные занятия в лингафонном кабинете, видеокомплексе, компьютерном классе. Каждый получил карточку и пароль к компьютерной сети университета, можно было выбрать нужную тебе учебную программу и крутить какой‑то кусочек хоть десять раз подряд, пока он не вбивался в мозг. И в общежитии, через лэптоп тоже можно было подключаться и что‑то доучивать.
Вообще же общежитие слишком жизнерадостно для интенсивных занятий: музыка, танцы прямо в коридоре, шум-гам. Больше всего нервировало исполнение ритмов на тарбуке — это такой африканский барабан, вроде, и не слишком громкий, но если исполнители сменяют друг друга в течение трех часов — попробуй сосредоточься.
Зато каждая комната оборудована своим кухонным уголком, можно готовить привычную пищу и не тратить время на походы в столовую. На четыре комнаты (т. е. на 16 человек) — санузел: две душевых и три унитаза, деликатно отделенных друг от друга хлипкими дверками. Но горячая вода — всё время. Израильтяне малость поеханы на чистоте: два дня подряд одно и то же не наденут ни за что, обязательно — душ, смена всего прикида — от кепочки до носков. Глажкой не заморачиваются: чистенько и хорошо!
Собственно, предметов на моём профиле было всего три: математика, иврит и культурное наследие. Вот на этом самом наследии меня и ждал первый конфуз. Получив для доклада тему «Взятие Иерихона», я пошарила в Интернете, нашла три работы, прочла — и скачала средненькую, не самую лучшую. Сдала. Через два дня получила свой текст с отметкой 0. Четким почерком педагога было написано: «Работы проверяются на уникальность. Наша задача — не получить от вас готовые материалы, а научить учиться. В течение двух недель — ознакомиться с материалом и сдать СВОЮ работу». Щелчок по носу был болезненным, но полезным. Уровень иврита у меня был «далет» (4‑я степень сложности), читать дополнительную литературу было сложно. Но оказывается, что не боги из Египта выходят: на 13‑й день сдала вполне самостоятельную работу, написанную от руки, чтобы видно было, как я старалась.
И так — по всем предметам. Если дают какой‑то блок задач, его теоретически можно во внутренней сети Универнета найти, красивенько решенный. Но внутри обязательно скрыт подвох: то ли степень не та, то ли угол не такой. Короче, спишешь — проколешься непременно. Такая нагрузка была очень утомительной, но выучили работать своей головой всех.
Это, в первую очередь, отличает израильское образование от нашего: сам, паши сам, простой пересказ лекций или нетворческое пользование готовым материалом вылавливается чётко.
Когда на факультете программирования, по окончании подготовишки, начались регулярные занятия, было уже не так уж трудно, мы умели пользоваться большим количеством инструментов, выписывать книги по всем каталогам, пользоваться лабораториями, заказывать дополнительные консультации (их ведут те, кто учится на вторую степень, на магистра). Уже в конце первого курса нам стали поручать проблемные задачи — то есть те, решение которых реально не найдено. Как ни странно, справлялись.
Педагоги здесь со студентами не нянчатся: не занимаешься сам, не выхватываешь все возможности повысить свой уровень — могут и на второй год оставить. Дело педагога — объяснить общую проблему и поставить перед тобой конкретную исследовательскую задачу, а уж сколько времени ты ей будешь уделять — твое личное дело, каких результатов достигнешь, так себя и цени.
При этом почти все студенты здесь, и израильтяне, и иностранцы, совмещают учебу с работой, только дети богатых родителей могут позволить себе не подрабатывать вообще. Ну и «слабые группы населения», которые учатся за символические деньги: государство заинтересовано в подтягивании до общего уровня местных арабов, друзов, бедуинов, выходцев из Эфиопии и еще кого‑то там. А остальным приходится думать, где взять деньги на еду, покупку подержанных справочников, какие-никакие развлечения. Мне повезло: освободилась вакансия лаборантки в Музее истории науки. Туда приходят в определенные дни, так что иногда просто отбывала часы дежурства — и, конечно, в это время занималась.
На втором курсе нас поджидал сюрприз: трое наших мальчишек во время летних каникул написали программу, облегчающую поиск информации по ряду тем, они зарегистрировали фирму и успели продать продукции на шестьдесят тысяч баксов, ого! Это, знаете ли, тоже стимулирует: а мы что, хромоногие, что ли? Бум изобретательства охватил весь факультет, у кого‑то получилось, у кого‑то нет, но пробовали все.
На третьем курсе нас «рассовали» на практику, в реальные фирмы. Кого‑то прямо в это время пригласили по окончании учебы прийти туда на работу. Кому‑то посоветовали сменить профиль и заняться проверкой созданных программ. Но приглядывались к нам очень и очень внимательно. На защите проектов, как правило, сидели представители 2‑3 фирм, и кто‑то обязательно предлагал либо работу, либо оплаченную узкую квалификацию с последующей отработкой у них. Мы очень старались — и неустроенными остались где‑то 20 %.
У меня были предложения от трех компаний. В одной мне больше понравилось, там была какая‑то добрая атмосфера. И зарплату для начала предложили ого-го. Как только получу диплом, пойду оформлять трудовую визу. Или, лучше, гражданство, потому что в стране мне очень понравилось.
Учиться надо много и интенсивно. Да, есть экскурсии по стране и посещения музеев, участие в раскопках и походы по историческим местам, как‑то всё это умещалось в нашу насыщенную программу. Но, если хочешь работать в Израиле или в другой стране с израильским дипломом (они высоко котируются везде, даже в Силиконовой долине США), надо помнить, что в сутках столько часов, сколько вам требуется, не вешать нос, если не получается что‑то, совершенствовать знание языков (любой третий язык приветствуется, что русский, что арабский), не стесняться задавать вопросы, с первого до последнего дня учебы настраиваться на успех. И всё получится!
=================================
Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк, чтобы не пропустить новые статьи. Ждем вас в Москве на выставке «Обучение за рубежом» 16-17 октября 2020 г.:
Бесплатный билет на выставку Education Show «Обучение за рубежом».