(Elysium, 2013, США)
Середину неласкового 22 века человечество встретило по-разному.
Подавляющая его часть - та, в чьих кошельках свистел вечный сквозняк, - куковала на Земле в трущобах, вкалывала на грязных производствах и творила криминал разной степени тяжести. Чистенькая же элита к тому времени обэлитилась настолько, что даже расхотела дышать с простым народом одним воздухом. После чего улетела туда, где... воздуха не было вовсе - на околоземную орбиту.
Там богатенькие буратино, естественно, не вдыхали бодрящий вакуум, а расселилась в кольцеобразной станции "Элизиум". На которой были созданы экологически пасторальные, земные условия и гравитация. А также особнячки, бассейны, танц-клубы, бутики, спа-салоны, поля для гольфа, теннисные корты...
Короче, всё на "Элизиуме" цвело орхидеями, благоухало Диором, и ничто не предвещало Великой Космической Социалистической революции.
Да, собственно, пролетариат и криминалитет с Земли и сам не рвался бы в космос, да только медицина в трущобах была ни к чёрту. Зато на орбитальной станции буквально в каждом доме стояли крутые быстролечащие машины. Такие, куда можно было лечь хоть с похмельем, хоть с раком в последней стадии, хоть безногим, а встать здоровым, как огурчик, и с полным набором конечностей.
Вот земная чернь и прорывалась иногда в "Элизиум" полдечиться на нелегальных шаттлах. Где, разумеется, получала по шее и выпинывалась обратно, но редким счастливчикам всё же удавалось порой добежать до ближайшего исцелятора и поправить здоровье себе или своим детям.
Главному герою фильма, условно осужденному преступнику Максу (Мэтт Деймон), тоже однажды понадобилось "космическая" панацея. Подхватив на заводе, где он нынче пахал, смертельную дозу радиации, бедняга получил от хозяев лишь горсть таблеток и был безо всяких прощальных вечеринок отправлен домой помирать. Что и случилось бы через пять дней, кабы он не решил трепыхаться. Ради чего Макс пошёл на поклон к местным бандитам с просьбой дать ему по-быстрому заработать на место в очередном шаттле, везущем нелегалов на "Элизиум".
"Да нивапрос!" - ответили бандиты. И послали смертельно больного Макса на смертельно опасный гоп-стоп со стрельбой и захватом заложников.
Ну а то, что эта буча и привела в итоге к Великой Космической Социалистической революции - уж простите, как-то так невзначай получилось.
Итак, что же представляет собой голливудский дебют южноафриканского уникума Нила Бломкампа, коему выдали на это благое дело нехилые для дебютанта, 115 миллионов "зеленых"?
Да, в общем-то, Нил не стал отходить от проверенного творческого рецепта и снял примерно то же самое, что и до этого. То бишь ещё один "Район №9", только слегка другого покроя и с "перламутровыми пуговицами".
Ну а в остальном всё тут узнаваемо: подхвативший опасную заразу, но борющийся за жизнь герой; трущобы с вооруженными до зубов бандитами; болтающаяся в небе, гигантская Космическая Хрень. Разве что в "Элизиуме" она не инопланетная, а сделанная людьми и подвешенная гораздо выше.
И, разумеется, за такие деньжищи удалось нанять актёров уже из звёздного легиона, а не из драмкружков родной Блокампу южно-африканщины. Оттуда он привёз в Америку разве что Шарлто Копли, но случилось это намного раньше, и на момент съёмок "Элизиума" тот уже блеснул харизмой в "Команде А" у Джо Карнахана.
***
В общем, к сожалению, второго "Района №9" у Блокампа не вышло, да и в прокате "Элизиум" едва выкарабкался на 2,5-кратную прибыль.
Однако и творческого провала Нил избежал, так что нынче "Элизиум" по праву считается одним из лучших фантастических боевиков 2010-х, лишь немногим уступая "Обливиону", "Грани будущего" , "Прометею" и "Дороге ярости".
А, может, по нынешним меркам, и не уступая, если брать во внимание, что во второй половине минувшего десятилетия с такой фантастикой в Голливуде стало совсем хреново.