Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Район №9

Оглавление

(2009, ЮАР)

Легко ли на самом деле угодить кинозрителю?
Способов таких в действительности много, но кое-какая закономерность в этом искусстве всё же прослеживается. Чтобы угодить любителю мелодрам, надо всего лишь пойти и снять мелодраму. Чтобы порадовать любителя боевика или хоррора, надо уже хорошенько постараться, чтобы снять такой боевик или хоррор. А вот чтобы сорвать аплодисменты (не говоря про овации) у любителей фантастики, тут одного усердия будет явно недостаточно. Ибо вот такие эти люди жуткие привереды. Хоть ты расстарайся перед ними, хоть наизнанку вывернись, но это не даёт тебе ни малейшей гарантии, что они отнесутся к твоей работе благосклонно. Судите сами: сколько фантастических фильмов, снятых за последние лет 15, заработали однозначно хорошую критику и обзавелись армией благодарных поклонников? Если из нескольких сотен их наберется десяток-другой, уже замечательно. А сколько из них представляют собой действительно оригинальные картины, а не сиквелы или римейки фантастических хитов 60-90-х? Наверное, и вовсе единицы.

- Да всё со мной в порядке, гражданин начальник, мамой клянусь! Ну хотите, в трубочку дыхну, чтобы вас успокоить?
- Да всё со мной в порядке, гражданин начальник, мамой клянусь! Ну хотите, в трубочку дыхну, чтобы вас успокоить?

"Район № 9" 30-летнего (на тот момент) южно-африканского режиссёра Нила Бломкампа - как раз такой уникальный случай и есть.
Понятно, что без протекции самого Питера Джексона, с которым Бломкамп собирался поначалу экранизировать видеоигру
Halo, но это дело у них не выгорело, шансы у Нила "пленить своим искусством свет" были мизерны. Вряд ли без продюсирования Джексона ему бы даже удалось насобирать денег на этот проект. С другой стороны, а как вообще Питер смог отыскать этого уникума аж на другом краю света? А потому и отыскал, что Бломкамп уже задокументировал свои недюжинные сценарно-режиссерские таланты в фантастической короткометражке "Выжить в Йобурге" (2005), которая и стала его визитной карточкой. Причем настолько крутой и яркой, что на ее блеск клюнул даже такой голливудский кит, как Джексон.
Короче говоря, между ними была заключена классическая творческая сделка по принципу "ваш талант - мои деньги". Да и то, какие это были деньги? Что такое 30 млн. $ для фантастического кино такого масштаба? Фактически копейки, тем более по меркам Джексона. Как бы то ни было, Бломкамп выкрутился и здесь, сэкономив на всём, на чём только можно, начиная от места съемок (окраины Йоханнесбурга, ЮАР) до актёров (никому не известный в ту пору Шарлто Копли и др.). И выдал в конце концов кинопродукт, за который, пожалуй, даже его спонсору было бы не стыдно, надумай сам Питер снять нечто подобное.

Стоит пришелец в лучах заката. На теле... хм... лифчик, в руке лопата... Ну как можно не полюбить это кино с первого взгляда?
Стоит пришелец в лучах заката. На теле... хм... лифчик, в руке лопата... Ну как можно не полюбить это кино с первого взгляда?

Говоря начистоту, саму по себе идею, когда инопланетяне живут бок о бок с землянами и становятся частью нашего общества, эксплуатировали в Голливуде еще за двадцать лет до выхода "Района № 9" - в фильме "Чужая нация", его сиквелах, а также запущенном ему вдогонку телесериале. Вот только никакой вторичности у Бломкампа нет и в помине. Просто потому что он мыслил гораздо шире и смелее своих предшественников. И превратил свой "Район № 9" не только в душераздирающую драму о ксенофобии и свирепый боевик, но и в чертовски едкую сатиру на апартеид, а также иные политические реалии Южной Африки. Причем этот сюжет преподнесен так хитро, что вы никогда не будете до конца уверены, стебётся ли режиссёр в той или иной сцене над современными порядками своей отчизны или же он показывает всё это с абсолютно серьезным выражением лица.
Ну и как не отметить здесь дебютанта в большом кино, актёра Шарлто Копли. Который отыграл неумолимо мутирующего в пришельца человека с такой самоотдачей, что тоже был сразу же замечен Голливудом. И уже через год играл в римейке
"Команды А", а затем много где ещё, включая даже наш "Хардкор".

Антипришельский спецназ. Кстати, этого фактурного "злодейского" дядьку по имени Дэвид Джеймс вы могли также видеть в неплохом датском вестерне "Спасение" (2014)
Антипришельский спецназ. Кстати, этого фактурного "злодейского" дядьку по имени Дэвид Джеймс вы могли также видеть в неплохом датском вестерне "Спасение" (2014)

***

В общем, скажу без обиняков: вы можете запросто пропустить даже "Аватар" Кэмерона и добрую дюжину иных фантастических блокбастеров 21 века и ничего не потерять. Однако пройти с чистой совестью мимо "Района №9" у вас вряд ли получится. Возможно, другие полнометражные ленты Бломкампа, которые он снял позднее, выглядели уже не так свежо и хлёстко (хотя все они тоже были отмечены и критиками и зрителями), но этот режиссёр сделал себе имя и репутацию уже одним своим дебютом, что говорит о многом. Жаль только, что мы, похоже, так и не увидим в его исполнении "Чужого 5", о чем некогда было объявлено на весь мир, но потом эта тема заглохла. Зато ещё есть шанс, что Нил проявит себя во франшизе "Робокоп". По крайней мере там он уж точно окажется на своем месте и ему будет, где развернуться со своей фирменной иронией и нетипичным взглядом на, казалось бы, давным-давно незыблемые фантастические идеи и штампы.

С некоторых пор закаты в Йоханнесбурге стали гораздо эпичнее и живописнее, нежели раньше.
С некоторых пор закаты в Йоханнесбурге стали гораздо эпичнее и живописнее, нежели раньше.