Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как поднять беглость?

Существуют разные специальные методики поднятия беглости на инструменте, кроме стандартного «осторожно прибавляй по пять ударов в минуту на метрономе».

Когда учащийся достигает «плато» или даже ощутимо жёсткого «потолка» своей беглости, в ход идут такие методы, как тщательно дозированные попытки грязной, но сверхбыстрой игры, разучивание пассажей по одной ноте (если можешь сыграть в нужном темпе две ноты — добавляй третью, когда можешь три — добавляй четвёртую, и так далее), пересмотр способов звукоизвлечения и постановки рук, и тому подобное.

Основных идей здесь немного:

  • Сыграть тихо и быстро гораздо легче, чем громко и быстро.
  • Сыграть быстро короткий пассаж легче, чем длинный. Сверхкороткий — ещё легче.
  • Всякий пассаж должен играться на предслышании. То, что вы не в состоянии себе ясно представить заранее (или представляете крайне неотчётливо, «смутно»), вы не сможете сделать и физически.
  • В длинных пассажах нужно чётко видеть и слышать опорные звуки, между которыми вы быстро «пробегаете», разбивая таким образом весь пассаж на логические части.

Послушаем пару мнений.

Phillip Chilton Adkins

Есть множество ответов: тренируйся быстро, тренируйся медленно, всегда сохраняй точность, точность придет позже, бла-бла-бла.

Что лично я увидел у студентов, которые не могут играть быстро, так это то, что они обычно пытаются делать то же самое, что делают, когда играют медленно, но в быстром темпе.

Это не работает. Вы должны изменить свою технику, чтобы играть быстро. Вот несколько вещей, которые нужно сделать:

  • Освоить «circular picking» (круговые движения медиатором).
  • Научиться играть очень тихо.
  • Выучить некоторые паттерны, которые действительно легко сыграть быстро (большинство вещей не так просто ускорить).
  • Использовать легато («hammer-one» и «pull-off»).
  • Освоить свип (sweep).
  • Не бояться играть «грязно» поначалу.

Главное — иметь веру и просто «идти за ней». Не делайте ничего, что заставляло бы ваши пальцы почувствовать себя «застрявшими». Не бейте по струнам слишком сильно. Не жмите пальцами слишком сильно. Не играйте слишком сложные вещи, например, растяжки и смены позиций.

Продолжайте стараться и подстраиваться — найдите маленькие крошечные фразы, которые вы уже можете сыграть довольно быстро, двигайте их вверх и вниз по грифу, продолжайте играть мягче и плавнее — это сработает. Вы должны «обнаружить», найти какие вещи (лики, пассажи), которые можно легко и быстро сыграть, а затем «доить» их как сумасшедшие!

Продолжайте пробовать и продолжайте делать это под минусовку или под ваши любимые записи. Со временем всё станет лучше, быстрее и аккуратнее. Всё дело в том, чтобы поверить в то, что ты это можешь, и просто заниматься этим часами. И главное: притворяйся, пока не сделаешь это!

Andrew Unferdorfer

Определите ваши специфические проблемные области и проработайте их. Где именно вы спотыкаетесь, когда пытаетесь играть быстрее?

  • Не получаются определённые аккордовые переходы? Потратьте некоторое время на их отработку.
  • Вы можете сыграть 90% вашего соло на полной скорости, но есть некоторые трудные пассажи, где вы тормозите? Выделите эти трудные части и отрабатывайте только их.
  • Вы правильно прижимаете все ноты левой рукой, но ваша правая рука изо всех сил пытается удержать скорость? Потренируйте игру на открытых струнах без левой руки, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на том, что делает ваша играющая рука.

И так далее — выделяйте проблемные места и вещи.

Да, как и всё остальное, заниматься медленно и с метрономом — это основа. Но вы напрасно потратите время, если будете отрабатывать всю пьесу от начала до конца со скоростью 20 ударов в минуту, если в ней есть части, которые вы уже можете сыграть безупречно в темпе 200.

С использованием материалов публикации (англ.).