Хюррем Султан решила заняться благотворительностью после того, как ее «лучшей подруге» Махдевран Султан повелитель выделил средства на благие дела.
Зная характер Хюррем, не трудно догадаться, что она решила превзойти Весенний Одуванчик и сделать что-то более грандиозное.
Облом с деятельностью в Мекке и Медине неожиданно обернулся для Хюррем Султан сначала свободой, затем никахом с султаном Сулейманом.
Однако в святые места она все же «вложилась» и быстро поняла, что за это получает бонус в виде признания благодарных мусульман.
Имея на руках четверых шехзаде, султанша, как довесок тянула за собой дурную славу колдуньи, обольстившей падишаха. Кроме того во дворце у нее на тот момент врагов хватало.
С появлением в покоях законного супруга соперницы в виде персидской самозванки, ситуация вокруг супруги падишаха сгустилась еще больше. Будучи практически отлученной от любимого мужа, Хюррем, естественно, спала и видела, как избавиться от Фирузе.
Стеньки Разина во дворце не было, поэтому приходилось действовать самой. Частично идея с созданием вакфа была отвлекающим маневром для Сулеймана.
Мол, чихать я хотела на вашу Фирузе, я очень даже смирилась и занимаюсь благими делами. Если с ней что случится – я не при делах.
Создание вакфа имело и более глубокий смысл. Это был старт для образования партии сторонников. Хюррем Султан продемонстрировала себя женам сановников, как самую разлюбезную и приятную даму без третьего глаза на голове.
Естественно, эта новость быстро разлетелась по стране – султанша вовсе не колдунья, а очень даже милая и своя в доску.
Через создание вакфа Хюррем Султан расширила свое влияние и сменила имидж ведьмы на добрейшую мусульманскую женщину, которая на свои деньги организовала грандиозное благотворительное заведение.
До этого матери шехзаде строили мечети, больницы, школы в санджаках своих сыновей.
Хюррем со свойственным ей размахом строит огромный комплекс в столице. То есть, вся страна узнала о ней, бедняки молятся о ее здоровье – она стала уважаемой и почитаемой султаншей.
Это было нужно не только для нее самой, но и для шехзаде, которым предстояло бороться за трон. Естественно, шехзаде «той самой Хюррем, которая сделала столько хорошего», имел уже больший политический вес.
Созданием вакфа Хюррем работала и на упрочение своего доброго имени и на будущее своих шехзаде. Тайная благотворительность в этом случае была неуместна.
В разговоре с Эбусуудом-эфенди Ибрагим паша в ответ на упрек в отсутствии добрых дел показывает Ходже Челеби тетрадь, где в числе прочих дел, содержатся записи о благотворительности и пожертвованиях.
Эбусууд-эфенди был изумлен тем, сколько всего успел сделать Ибрагим паша. Второй человек государства имел несметные сокровища, дарованные повелителем и за службу, в виде трофеев и подарков.
Ибрагим паша был честолюбив не менее Хюррем Султан. Однако, предпочитал заниматься благотворительностью без огласки.
Для этого были свои причины. Положение Великого визиря среди пашей, беев, войска было достаточно прочным благодаря уму, военным победам и близости к падишаху.
Ему не было нужды укреплять свое положение благими делами. Напротив – было выгодно заниматься именно тайной благотворительностью еще по одной причине.
Лучший друг паши - султан Сулейман постоянно наблюдал за Ибрагимом, который итак возвысился практически до его уровня. Падишах признавал таланты Великого визиря, но и боялся его чрезмерных амбиций. Между ними уже неоднократно происходили разговоры на тему «снижения оборотов».
В такой ситуации кричать еще и о своей благотворительности было уже совсем невыгодно. Будучи умным человеком, Ибрагим паша предпочел держать эту сторону своей деятельности в тени, дабы не навлекать на себя излишний гнев падишаха.
То есть у Ибрагима паши благотворительность была средством оставить о себе дополнительную добрую и обязательно хвалебную память.
А для Хюррем Султан – это был один из инструментов вхождения во власть и укрепления собственных позиций ради будущего сыновей. Добавлю лишь, что такая деятельность, как создание крупного вакфа, женщиной в Османской империи проводилась впервые.
Буду рада читателям, комментариям, лайкам, подписке.