Найти тему

Биография Леонардо да Винчи. Часть II

Леонардо провел в Милане 17 лет, пока Людовико не сошёл с ума в 1499 году. Он был внесен в реестр королевского дома как pictor et ingeniarius ducalis ("живописец и инженер герцога"). Милостивая, но сдержанная личность Леонардо и элегантная осанка были хорошо восприняты при дворе. Высокоуважаемый, он постоянно был занят как живописец и скульптор, а также как дизайнер придворных фестивалей. Кроме того, он часто представлялся как технический консультант в области архитектуры, фортификации и военных вопросов, а также как инженер-гидротехник и инженер-механик. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить очертания его творчества на этот период или на всю жизнь в целом, то возникает соблазн назвать его грандиозной "незавершенной симфонией".

https://www.pinterest.ru/pin/103019910213839083/
https://www.pinterest.ru/pin/103019910213839083/

Как художник, Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо получил заказ на создание еще трех картин, но с тех пор эти работы исчезли или никогда не создавались). Приблизительно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной "Богородица Скал" - проектом, который привел к 10-летнему судебному разбирательству между "Конфронтацией непорочного зачатия", заказавшей картину, и Леонардо; для неясных целей этот судебный спор заставил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одно из своих самых известных произведений - монументальную настенную роспись "Тайная вечеря" (1495-98) в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (более подробный анализ этой работы см. ниже в разделе "Тайная вечеря"). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498), выполненную им для Сала-дель-Ассе в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, кажется, стал настоящей причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, которую он воздвигнет в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет - с перерывами. В 1493 году глиняная модель коня была выставлена на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, а также была проведена подготовка к отливу колоссальной фигуры, высота которой должна была составить 5 метров. Но из-за надвигающейся опасности войны, металл, готовый к заливке, был использован для изготовления пушек, что привело к остановке проекта. Падение Людовико в 1499 году предопределило судьбу этого неудачного начинания, которое, пожалуй, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последующая война оставила глиняную модель грудой развалин.

Как художник-мастер Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, в которой работали ученики и студенты. Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Болтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де' Конти, Франческо Наполеетано, Андреа Солари, Марко д'Оджоно и Салаи. Роль большинства из этих соратников неясна, в связи с чем возникает вопрос о так называемых апокрифических работах Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли договориться об атрибуции этих произведений.

Второй флорентийский период (1500-08)

В декабре 1499 года или, самое позднее, в январе 1500 года, вскоре после победного вступления французов в Милан-Леонардо покинул этот город в компании математика Лукаса Пачоли. После посещения Мантуи в феврале 1500 года, в марте он отправился в Венецию, где Синьория (правящий совет) обратился к нему за советом, как предотвратить угрожаемое турецкое вторжение во Фриули. Леонардо порекомендовал им подготовиться к затоплению этого угрожающего региона. Из Венеции он вернулся во Флоренцию, где после долгого отсутствия был встречен с похвалой и почтением, как известный родной сын. В том же году он был назначен архитектурным экспертом комиссии по расследованию ущерба, нанесенного основанию и строению церкви Сан-Франческо аль-Монте. Гость ордена Сервиты в монастыре Сантиссима Аннунциата, Леонардо, похоже, больше занимался математическими исследованиями, чем живописью, или так Изабелла д'Эсте, которая тщетно пыталась получить выполненную им картину, была проинформирована фрарой Пьетро Нуволария, ее представителем во Флоренции.

Возможно, из-за его всеядного аппетита к жизни Леонардо покинул Флоренцию летом 1502 года, чтобы поступить на службу к Чезаре Борджиа в качестве "старшего военного архитектора и генерального инженера". Борджиа, пресловутый сын папы Александра VI, как главнокомандующий папской армией, с беспримерной беспощадностью стремился получить контроль над папскими государствами Романьи и Маршей. Когда он поступил на службу к Леонардо, он был на пике своей мощи и, в возрасте 27 лет, несомненно, был самым привлекательным и самым страшным человеком своего времени. Леонардо, вдвое старше его, должно быть, был очарован его личностью.

Продолжение следует...