Найти тему
Теология из Миасса

Текст, от которого совсем веру потеряешь. Разбор #2

Оглавление

Продолжаю разбирать текст монахини Касссии о церковной жизни (вот ссылка на ее фейсбук). В прошлый раз мое внимание зацепило брезгливость. Сегодня про "ряженых"

Протоиерей Димитрий Смирнов. Разве это ряженый?
Протоиерей Димитрий Смирнов. Разве это ряженый?

Монахия Кассия Сенин, продолжает:

Богослужение раньше мне обалденно как нравилось, а теперь почти не трогает. ну, кроме разве что в отдельных случаях эстетически - есть очень красивые гимнографические сочинения. но это такое же искусство, как любое другое, Бог тут не при чем - точнее, настолько же при чем, как в творении любого сочинителя, художника, музыканта и пр. кто-то в храм ходит, а кто-то в театр или музей. психологически разницы ноль на самом деле. кстати, о театре. еще одно ощущение последних лет: смотришь на все эти храмовые действа, облачения, входы-выходы - как будто на ряженых. и сам такой же ряженый стоишь )(

А ведь как точно? А? "Все эти входы-выходы" дополним облачениями помпезными, хорами грандиозными, протодиаконами зычными.... А как миряне одеваются, да все в юбочках, да в платочках (даже маленькие девочки), а редкие мужички-то с бородками окладистыми, да знамениями крестными размашистыми... Не амвон, а сцена. Не облачения, а костюмы, не паникадило - а световой барабан. Красиво можно живописать этот ... что этот?

Бал-маскарад, прости Господи?

Служение Патриарх Кирилл. Источник фото: mpospat.ru
Служение Патриарх Кирилл. Источник фото: mpospat.ru

Конечно, это так и выглядит, если смотришь глазами стеклянными, пустыми. Если сердце отключилось, либо, наоборот, жаждет представления и каких-то "ощущений". А ведь православие - путь срединный...

Неправильный ответ монахине

Первым на ум приходит такое соображение: каждая деталь в богослужении имеет огромную смысловую нагрузку. Это касается и облачений и храмового устроения: от архитектуры до иконографии. Это же касается и хода богослужения. Однако символизм этот (хоть и имеет вспомоществляющее значение, особенно для продвинутых), однако же до того доходит, что даже может и увлечь от молитвы в постоянном поиске смыслов (даже там, где их и не было). Вот интересное, по этому поводу, замечание недавно запрещенного в служении протодиакона Андрея Кураева в своем блоге:

о. Александр Шмеман справедливо критиковал поздне-византийские потуги в стиле Симеона Солунского аллегорически истолковывать каждую подробность обряда. Ведь если прокручивать в уме все эти "толкования" и натужно вспоминать, кого означает диакон или иерей в ту или иную минуту литургии, то на собственно молитву к Богу времени не остаётся. (Кстати, та же проблема при чтении Великого Канона: слишком много информации из библейской истории нужно мгновенно актуализировать, да еще и придумать, какие тому есть параллели или перпендикуляры лично в моей жизни).

Действительно, зачем плодить сущности без необходмиости.

Мой ответ монахине

А ведь всё просто! Вот кого Вы здесь видите?

Иллюзия. Молодая женщина или старуха?
Иллюзия. Молодая женщина или старуха?

Ты видишь то, что ближе к тебе сегодняшнему... Молодость или старость. Одно, либо другое. Оба варианта тоже можно видеть, но для этого нужно немного напрячься

Так же ведь и в окружающей нас действительности: можно жить в чудесном мире, где всё вокруг - храм Божий, где все тебе друзья, все добрые и нет ничего такого, что сделало бы тебя противником Богу.

А можно жить в страшном мире, называя всех вокруг себя дураками, - это значит жить в мире дураков, где нет места радости, где всё ряженные, да злые.

В первом случае богослужение становится правдой жизни, красота и торжество, сменяются покаянным и печальным мотивом. Белые одежды чередуются с черными. Золото блекнет в слезах перед панихидным столиком... Долго можно было бы рассуждать на эту тему, да зачем?

Жаль только, что монахиню не научили отделять зерна от плевел... Как кажется.

--------------

Очень рад возобновить работу канала. Я немного отдохнул. Вернулся вдохновленный. Знаю, о чем хочется написать, поэтому буду рад, если подпишитесь на мой канал и поставите "палец к верху"