Найти в Дзене
Жизнь под стук колес

ВЛ80: кратко обо всех модификациях

Оглавление
Электровоз Н81-001, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1962 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз Н81-001, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1962 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

В период с 1961 по 1995 год было построено 5140 электровозов серии ВЛ80 различных модификаций: ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ80Р, ВЛ80С и другие. Чем они отличаются друг от друга? Давайте разбираться!

ВЛ80 (первоначальное обозначение — Н81 — новочеркасский, 81-я модель) — серия грузовых магистральных двухсекционных электровозов переменного тока 25 кВ. Электровозы ВЛ80 всех индексов строились Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ) по проектам, разработанным ВЭлНИИ в период с 1961 по 1995 год. Они и сегодня продолжают работу на железных дорогах стран бывшего СССР. Всего было построено 5140 локомотивов различных модификаций. Вот об этих модификациях и поговорим.

ВЛ80К

Электровоз ВЛ80К-015, Красноярский край, линия Абакан — Тайшет, фото из архива депо Вихоревка, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80К-015, Красноярский край, линия Абакан — Тайшет, фото из архива депо Вихоревка, сайт trainpix.org

В 1963 г. был построен электровоз ВЛ80К-015, который вместо игнитронных выпрямителей был оборудован кремниевыми выпрямителями. Электровоз в марте-апреле 1964 г. прошел испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТа, а затем на Восточно-Сибирской железной дороге.

В июне 1964 г. Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил электровоз ВЛ80К-026, ознаменовавший завершение постройки восьмиосных локомотивов с игнитронными выпрямителями и переход завода к постройке таких локомотивов с кремниевыми выпрямителями.

Электровоз ВЛ80К-568, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1969 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80К-568, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1969 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

В 1969 г. Новочеркасский электровозостроительный завод заменил на электровозах серии ВЛ80 игнитроны на кремниевые выпрямители, и изменил систему вентиляции по типу применённой на электровозах ВЛ80К, после чего этим электровозам также присвоили обозначение серии ВЛ80К. В период с 1963 по 1971 год было построено 695 электровозов данной серии.

ВЛ80Т

Электровоз ВЛ80Т-708, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1970 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80Т-708, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1970 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

При ведении поездов электровозами серии ВЛ80К независимо от характера профиля пути для регулирования скорости движения использовались только колодочные тормоза. Между тем на многих линиях было экономичнее применять электрическое (рекуперативное или реостатное) торможение. Поэтому научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации начали работы по применению этого вида торможения на электровозах серии ВЛ80К. Так как создание электровоза с рекуперативным торможением представляло более сложную техническую задачу и требовало применения тиристоров с высокими параметрами, которые в то время ещё не были освоены промышленностью, то до отработки устойчивой в эксплуатации системы рекуперативного торможения на электровозах с полупроводниковыми выпрямительными установками было решено применять реостатное торможение. В этом случае кинетическая энергия движущегося поезда после превращения ее в электрическую в виде тепла рассеивается в атмосфере.

Электровоз ВЛ80Т-1850 с грузовым поездом прибывает на пост 65 км, участок Тимково - Помошная, Кировоградская обл. 2013 г., автор: Андрей, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ80Т-1850 с грузовым поездом прибывает на пост 65 км, участок Тимково - Помошная, Кировоградская обл. 2013 г., автор: Андрей, сайт parovoz.com

В 1967 г. Новочеркасский электровозостроительный завод по проекту, выполненному Всесоюзным научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом электровозостроения (ВЭлНИИ) при участии Московского энергетического института (МЭИ), построил два опытных восьмиосных электровоза переменного тока с реостатным торможением ВЛ80Т-158 и ВЛ80Т-159. Индекс «Т» означает реостатное торможение.

Всего в период с 1967 по 1980 год было построено 1317 электровозов данной серии.

ВЛ80Р

Электровоз ВЛ80Р-1549, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1977 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80Р-1549, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1977 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

Электровозы ВЛ80К, а также ВЛ80Т не возвращали в контактную сеть электрическую энергию, вырабатываемую при движении поездов по спуску или во время снижения скорости, что существенно снижало их эффективность, особенно при работе на участках с тяжёлым профилем пути. Поэтому по техническим требованиям, разработанным Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), ВЭлНИИ и НЭВЗом на базе электровозов ВЛ80Т были созданы электровозы ВЛ80Р с рекуперативным торможением.

В январе 1968 г. Новочеркасский электровозостроительный завод по проекту ВЭлНИИ изготовил опытный электровоз с рекуперативным торможением ВЛ80Р-300. Этот электровоз имел однотипные с электровозами серии ВЛ80К тележки, тяговые электродвигатели и основные вспомогательные машины.

Электровоз ВЛ80Р-1718, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1982 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80Р-1718, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1982 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

Преобразовательная установка в тяговом режиме позволяла плавно регулировать напряжение на зажимах тяговых электродвигателей, что улучшило тяговые свойства электровоза. В тормозном режиме постоянный ток, вырабатывавшийся тяговыми электродвигателями, преобразовывался в переменный частотой 50 Гц. Ток питал тяговые обмотки трансформатора, первичная обмотка которого становилась вторичной и возвращала электрическую энергию через контактную сеть другим потребителям.

Всего в период с 1968 по 1986 год было выпущено 373 электровоза данной серии.

ВЛ80С

Электровоз ВЛ80С-1510, Москва, ЭК ВНИИЖТ, 1999 г., автор: Щукин Д., сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-1510, Москва, ЭК ВНИИЖТ, 1999 г., автор: Щукин Д., сайт trainpix.org

Электровозы ВЛ80К, ВЛ80Т и ВЛ80Р не имели оборудования, позволяющего управлять двумя сцепленными электровозами одним машинистом (работа по системе многих единиц). Для обеспечения возможности вождения тяжелых грузовых поездов ВЭлНИИ внёс необходимые изменения в электрические цепи управления и пневматические системы тормозов электровозов ВЛ80Т, а НЭВЗ в 1979 г. выпустил с этими изменениями два электровоза, получивших обозначение ВЛ80С. Индекс «С» в данном случае указывает, что электровоз мог работать по системе многих единиц.

Механическая часть и электрическое оборудование электровозов ВЛ80С в основном такие же, как и на электровозах ВЛ80Т. По сравнению с электровозами ВЛ80Т, были применены межэлектровозные соединения и установлена сигнализация, позволявшая машинисту контролировать работу второго электровоза.

Электровоз ВЛ80С-1584/1909А, Кировская область, перегон Котельнич-I — Ацвеж, 2016г., автор: SubStan, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-1584/1909А, Кировская область, перегон Котельнич-I — Ацвеж, 2016г., автор: SubStan, сайт trainpix.org

В 1982 г. НЭВЗ выпустил опытные электровозы ВЛ80С № 550-552, которые могли работать в составе не только четырёх, но и трёх секций. Особенностью таких электровозов являлось то, что прицепленная к восьмиосному электровозу секция не участвовала в режиме электрического торможения. В 1983 г. с №697 был начат серийный выпуск таких электровозов.

Электровозы серии ВЛ80С стали в нашей стране самой распространённой серией грузовых локомотивов переменного тока, всего в период с 1979 по 1995 год было выпущено 2746 электровозов данной серии.

Помимо основных модификаций ВЛ80, строились и опытные электровозы, например, с асинхронным электродвигателями (ВЛ80А), но о них мы поговорим в следующий раз.

Электровоз ВЛ80А-751, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1971 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80А-751, Ростовская область, Новочеркасский электровозостроительный завод, 1971 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт trainpix.org

По материалам книг В.А. Ракова «Локомотивы Отечественных железных дорог 1956-1975 гг.» и «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976-1985 гг.»

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки! Благодарю за внимание!

Наверняка вам будут интересны наши статьи: