В прошлой статье, я обещала, что расскажу об отпевании М. И. Цветаевой.
Многих людей, которые приезжают в музей Дом памяти М. И. Цветаевой интересует вопрос:"Почему Цветаеву отпели, она же была самоубийцей!" А многих верующих людей оскорбляет этот факт.
Расскажу обо всем по порядку.
Марина Цветаева, прибыв в Елабугу в эвакуацию, прожила в нашем городе всего 10 дней- ПОСЛЕДНИЕ 10 дней жизни.
Случилось это не потому, что, как говорят, некоторые, Елабуга её погубила. Обстоятельств, подтолкнувших Поэта к такому шагу, было немало, и Елабуга здесь играет далеко не главную роль.
Вернувшись в 1939 году в Советский Союз из 17-ти летней эмиграции, Цветаева была запрещена, как поэт. Ее поэзию правительство считало упаднической и вредной для советской молодёжи, да и властям она никогда не угождала. Плюс ко всему-эмигрантка с дворянским происхождением. Произведения Цветаевой в нашей стране тогда( и позднее вплоть до 1960-х годов) не издавали. Она зарабатывала небольшими переводами стихов грузинских и польских поэтов, переводила английские народные баллады. К тому же после ареста в 1939 году мужа и дочери (по политической статье), её стали называть женой и матерью врагов народа-отвернулись многие, боялись с ней общаться. А потерять друзей, человеческое общение и поддержку было для Марины Ивановны хуже смерти: "... Никто не знает, что я уже год ищу глазами крюк, примеряю на себя смерть..."
После начала ВОв, спасая сына от бомбежек в Москве, она отправляется в эвакуацию в составе небольшой писательской колонии. Прибывает в Елабугу. В Елабуге с первого дня приезда тщетно пытается найти работу. Цветаева говорила: "Умею лишь мыть посуду и писать стихи". Но литературной работы в маленькой провинциальной Елабуге в военные годы не было.
Марина Ивановна на несколько дней ездила в Чистополь в надежде устроиться там и найти работу. Ведь в Чистополь тогда был эвакуирован Союз писателей СССР. Но поездка оказалась напрасной. В Союз писателей Цветаева никогда не входила, поэтому, не смотря на то, что проживать в Чистополе ей разрешили, но с поиском жилья и работы помочь отказались.
И она вновь возвращается в Елабугу. Ни материальной, ни маральной (что было для неё важнее) поддержки она ни от кого не находила.
И находясь в тяжелом, подавленном душевном состоянии (в дипрессии), она решила добровольно уйти из жизни, осуществив свой замысел в сенях дома Броделтщиковых (где они с сыном квартировали), когда осталась дома одна.
Перед смертью она написала три записки. Одну из них адресовала сыну. В ней она просит у него прощения за такой поступок.
А теперь переходим к главному.
По кононам православной церкви добровольно ушедших из жизни не отпевают.
Первую попытку отпевать Рабу Божью Марину предприняла сестра Марины Цветаевой Анастасия. Находясь в ссылке, в 1949 г. она попросила опального священника провести этот православный обряд, он согласиля. Но так как у него не было на это разрешения от вышестоящего духовенства, обряд посчитали не действительным.
И только в 1991году с разрешения Патриаха Московского и всея Руси Алексия II в Елабужской церкви Покрова Божьей Матери Раба Божья Марина была заочно отпета.
Документ - разршение на опевание экспанируется в Доме памяти М. И. Цветаевой.
Обряд заочного отпевания проводил Владыка Казанский и Татарстанский Анастасий. В своей проповеди он произнес, что смерть Марины Цветаевой приравнивается к доведению до самоубийства, к убийству от тоталитарного режима. Это обстоятельство позволило простить Цветаевой смертный грех и провести православный обряд отпевания.
Вопреки ложным сведениям, гуляющим в интернете, отпевали Цветаеву именно в Елабуге, а не в Москве. И этому есть множество доказательств.