Предыдущая часть по ссылке.
6. 67-62 до н.э.: Помпей идет на Восток
Хотя о завоевании Галлии Цезарем (58-51 гг. до н.э.) известно гораздо больше, чем о его завоеваниях Помпея в восточном Средиземноморье, вторые имели большее значение для Рима. Первоначально Помпей отправился на восток в 67 г. до н.э. в рамках своей кампании против пиратов, заселявших Средиземное море. Разгромив пиратов всего за три месяца, в 66 г. до н.э. Помпей унаследовал командование против многолетнего врага Рима, Митридата VI Понтийского. Опять же быстро одержав победу, Помпей стал первым римлянином, возглавившим армию к Евфрату.
В своем так называемом "поселении на востоке" (современный термин, затушевывающий экспансионистский характер его деятельности) Помпей основал две новые римские провинции (Сирию и Вифинию-Понт), значительно расширил треть (Киликию) и проводил дипломатию, которая превратила многочисленных местных правителей в союзников Рима. По оценкам, его "поселение" более чем в два раза увеличило годовой доход Римской империи.
7. 31 г. до н.э. - 14 г. н.э.: Август вновь вводит монархию в Риме
Расширение империи разрушило Римскую республику. Учреждения, предназначенные для небольшого города-государства, не могли управлять мировой империей. Прежде всего, для проведения масштабных военных кампаний требовались генералы, которые несколько лет командовали армиями на обширных территориях. К последнему веку до н.э. эти генералы должны были вести свои армии против Рима и друг друга.
После множества гражданских войн победу одержал Август, который гордился тем, что восстановил республику. Однако, обладая верховной военной властью и правом устанавливать закон, он фактически восстановил единоличное правление и стал первым императором Рима. Август много лет экспериментировал со своей конституционной позицией - его целью было не "скрыть" свое единоличное правление, не создать совместное правление между ним и сенатом, а найти такое сочетание должностей и полномочий, которое позволило бы трогательной гордости римских сенаторов служить своему новому режиму. Баланс, на который он рассчитывал, следует считать одним из самых успешных политических урегулирований в истории, так как он оставался правовой основой правления каждого императора на протяжении трёх столетий.
8. 235-284 гг. н.э.: Кризис третьего века
В 50-е годы между 235 и 284 гг. н.э. Римская империя страдала от хронической политической и военной нестабильности. На фоне эндемических гражданских войн и поражений от варваров императоры приходили и уходили с ошеломляющей скоростью. Средний срок царствования составлял не более 18 месяцев, а многие из них продержались в течение и гораздо более коротких периодов.
Кризис был вызван тремя факторами. На востоке многократные нападения римлян подорвали парфянскую династию Арсакидов, которые впоследствии были свергнуты гораздо более агрессивной властью сасанидских персов. На севере, за Рейном и Дунаем римская торговля и дипломатия способствовали образованию крупных и опасных варварских конфедераций, в том числе франков, аламанов и готов.
Последним фактором была монополизация военной славы императором. Большая территория потребовала императора. Если император не мог или не хотел лично вести кампанию на границе, а один из его генералов добился успеха, то последний иногда провозглашался бы императором своими войсками, возможно, даже против его воли. Возникшая гражданская война отстранила войска от границы, поощряя дальнейшие варварские атаки и открывая возможность возведения на престол другого местного главнокомандующего. Этот порочный круг был наконец остановлен, и империи было дано второе дыхание во времена императора Диоклетиана (284-305гг. н.э.). Он создал тетрархию: "коллегию" из четырех правителей, по одному на каждую из главных границ и по одному в резерве.
9. 312г. н.э.: Константин обращается в христианство
В битве на Мильвианском мосту в 312 г. н.э. император Константин послал свои войска в бой с крестами, нарисованными на их щитах. К концу своей жизни он утверждал, что перед сражением испытал видение, в котором ему было дано божественное повеление: "в этом знаке завоевать". Обращение Константина в христианство оказало глубокое влияние на европейскую и мировую историю.
Хотя во времена правления Константина христианство все еще оставалось религией меньшинства, два события кризиса третьего века внесли в веру неожиданную известность. Христиане подвергались преследованиям с самых первых дней существования религии. Однако, за исключением Нерона, ищущего козлов отпущения за великий пожар Рима в 64 г. н.э., императоры не спонсировали это гонение.
В 249 г., перед лицом нарастающих бед и стремясь восстановить божественную благосклонность Рима, император Деций приказал всем своим подданным принести жертву языческим богам. Позднее, в 257 и 258 гг. н.э. император Валериан издал указ, прямо повелевающий христианам вернуться к традиционным богам. Судьба этих двух императорских преследователей дала огромный толчок христианству.
Воевав с готами в 250 году нашей эры, Деций стал первым римским императором, погибшим в битве с варварами. В 260 г. н.э. Валериан был захвачен в плен живым сасанидскими персами - единственным императором, который когда-либо страдал от такого несчастья. Христиане ликовали в мщении, принятом их Богом, а язычникам давали повод задуматься о силе божества этой ранее малоизвестной секты.
10. 410 г. н.э.: Падение Рима
В 410 года н.э. готы разграбили город Рим. Шестьдесят шесть лет спустя был свергнут Ромул Август ("Маленький император"), а на западе Римская империя прекратила свое существование.
По подсчетам, для объяснения падения Рима было дано более 200 причин. Они варьируются от появления христианских монахов и духовенства (столько непродуктивных ртов, чтобы прокормить) до импотенции, вызванной слишком большим количеством горячих ванн.
В последнее время некоторые ученые утверждают, что крах Рима был процессом приспособления и компромисса между римлянами и различными варварскими народами. Другие, более убедительно, обвиняли в крахе насилие и разрушения. Такие оживленные дебаты лежат в основе непреходящего очарования этого события, имеющего мировое значение.