Дополняя список избранных оперных спектаклей, VTBRussia публикует список балетов. Вновь перечень субъективный и неполный: в него не попали те названия, с которыми у многих зрителей балет ассоциируется в первую очередь, а единственное исключение, «Жизель», фигурирует здесь в постановке неканонической, но при этом ставшей классической (в чем разница между каноном и классическим прочтением, можно прочесть в нашем словаре).
Список предназначен для самой широкой публики. Порядок спектаклей в нем не имеет значения, соблюдать его необязательно. Единственное пожелание читателям-зрителям — перед просмотром каждого балета оставлять за его порогом любые ожидания.
Серенада
New York City Ballet, 1973
Музыка Петра Ильича Чайковского
Хореография Джорджа Баланчина
Балет на все времена. Пытаться описать или пересказывать «Серенаду» бесполезно. От этого уклонялся и Джордж Баланчин, который повторял, как заклинание, что единственный ее сюжет составляет музыка и «если угодно — это танцы при луне». Звучит Серенада для струнных Чайковского, но две последние части переставлены местами так, что финал тихий и медленный. Балет сочинялся в 1934-м для учениц Школы американского балета: Баланчин, урожденный Георгий Баланчивадзе, только что переехал в Новый Свет, школа эта едва открылась, и американского балета как такового пока не существовало. Теперь «Серенаду» танцуют многие труппы мира, а справочные издания без стеснения называют ее «одним из лучших балетов, когда-либо поставленных». В этой записи танцует Нью-Йоркский городской балет, труппа Баланчина.
Тщетная предосторожность
Опера Нанта, 1989
Анонимная музыка в аранжировке Шарля Фарнкомба
Постановка Иво Крамера
Второе название — «От худа до добра один шаг». Лизон, дочь богатой фермерши, любит крестьянина по имени Кола, но матушка сосватала ее сыну местного богача, и, что происходит в момент подписания брачного векселя, нетрудно догадаться по первому названию. Сегодня этот балет играют на всех континентах — под разную музыку и в разных постановках (прекрасную отечественную версию смотрите в Урал Опере в Екатеринбурге). Не меняется только фабула, придуманная 230 лет назад: хореограф Жан Доберваль впервые поставил этот балет за две недели до штурма Бастилии. Он и сам совершил маленькую революцию: балет, целиком посвященный простолюдинам, был тогда неслыханной дерзостью.
Иво Крамер поставил свою «Тщетную предосторожность» как раз к 200-летию Великой французской революции — представил, как этот балет мог выглядеть на самом первом представлении, причем Крамеру повезло отыскать в архивах музыку, написанную для того спектакля. Важно, что это балет комический, а таких за последние два века придумано было не то чтобы много.
Весна священная
Балет Мариинского театра, 2013
Музыка Игоря Стравинского
Постановка Вацлава Нижинского
Реконструкция Кеннета Арчера и Миллисент Ходсон
Не стоит в сотый раз описывать скандал, произведенный «Весной священной» на премьере в парижском театре Шатле 29 мая 1913 года — точнее, скандал, намеренно подогретый Сергеем Дягилевым, чья труппа исполняла «Весну». Музыку написал Игорь Стравинский, хореографию сочинил Вацлав Нижинский — великий танцовщик, которого Дягилев своей волей превратил в хореографа. «Весна» была его второй постановкой из четырех, после нее Нижинский начал медленно сходить с ума.
Очень долго его «Весна» оставалась красивым и жутким мифом: новые хореографы предлагали свои версии, музыку Стравинского часто играли в филармониях, Дисней заставил под нее танцевать динозавров, ее фрагмент даже отправился к инопланетянам на знаменитом Золотом диске «Челленджера». К 1987 году лондонские исследователи Миллисент Ходсон и Кеннет Арчер собрали столько архивных материалов и живых свидетельств, что оказалось возможным вновь превратить «Весну» Нижинского в сценическое произведение. И это случай, когда гениальными можно признать реконструкторов. Во-первых, стало понятно, из какого зерна произрос сценический танец ХХ века. Во-вторых, это по-прежнему красивое и жуткое зрелище.
Жизель Матс Эк
Кульберг балет, 1987
Музыка Адольфа Адана
Хореография Матса Эка
В тот же год, когда североамериканский Джоффри Балет прогремел реконструкцией «Весны священной», шведский Кульберг Балет показал «Жизель». Снова почтенное название — 1841 год, вершина эпохи романтизма, мечта классических балерин всех времен. Автор новой «Жизели», Матс Эк, оставил в неприкосновенности музыку Адольфа Адана и сценарий с крестьянами и сумасшествием героини. Перец в том, каким образом Эк обыгрывает сюжет романтической раздвоенности мира и романтического сумасшествия, отстраняется от мифа старой «Жизели» и окидывает его ироническим взглядом жителя позднего ХХ века.
Считается, что «Жизель Матс Эк» — так называется этот спектакль — открыл в балете эпоху постмодернизма, которая через год достигла апогея в напрочь сносящем крышу Impressing the Czar Уильяма Форсайта в Парижской опере. Даже не пытайтесь найти спектакль Форсайта: записей не существует. Телеверсия «Жизели» с непостижимой Аной Лагуной в заглавной партии — сохранилась, в советской и постсоветской России она была фетишем.
Совет для тех, кто не знает либретто «Жизели»-1841: не пытайтесь узнать его перед началом просмотра.
Сказки Беатрис Поттер
Королевский балет Великобритании
Музыка Джона Ланчбери
Постановка Фредерика Аштона
Режиссеры фильма Ричард Гудвин, Кристин Эдзард
На британском телевидении этот фильм-балет показывают каждое Рождество, да и в России он стал известен еще до эпохи YouTube: огромные танцующие мыши, белки, ежи и кролики всегда забавляли и казались слегка трешевыми. Те артисты Королевского балета, кому доводилось выходить в этом балете, рассказывают, что нужно еще умудриться в огромных масках с ограниченным обзором станцевать все поставленное сэром Фредериком Аштоном и не сломать ноги, — хореография еще как сложна, а балерины и вовсе поставлены на пуанты. Впрочем, можно ничего не понимать в тонкостях классической техники и ничего не знать об английской писательнице и натуралистке Беатрис Поттер и ее сказках, которые она иллюстрировала сама: по ее иллюстрациям в балете выполнены костюмы и маски героев. В этом удивительном балете без слов хорошо понятно, кто и где жил да был.
Сказки Беатрис Поттер (фильм-балет)
Концерт, или Опасности для всех
Балет Парижской оперы, 2011
Музыка Фредерика Шопена
Постановка Джерома Роббинса
Джерома Роббинса большинство зрителей знают по экранизации «Вестсайдской истории» (старой экранизации: грядет ремейк, снятый Стивеном Спилбергом), а крупнейшие труппы мира считают честью танцевать его классические балеты: «Матросы на берегу», «Другие танцы», «В ночи», «Времена года», «Пьесы Гласса» — при желании их нетрудно отыскать в Сети. Однако начать стоит с «Концерта». Вторую половину названия, про опасности, употребляют редко, а на русский язык ее иногда переводят как «Несчастья каждого» — коряво с точки зрения языка, но точно о происходящем на сцене. Там, прямо у первой кулисы, стоит рояль, пианист играет Шопена, слушатели этого концерта — сплошь колоритные персонажи — являются по одному, каждый со складным стулом под мышкой. Вместо единой истории проигрывается много маленьких — с криминалом, вышибающей слезу лирической кульминацией и непременной пародией на все классические балеты разом: известно, что лучше всего балет рассказывает о самом себе и шутит остроумнее всего тоже по поводу себя. Если захочется пересмотреть — для сравнения есть запись из Перми.
Мещанин во дворянстве
Театр Трианон, 2007
Пьеса Жан-Батиста Мольера
Музыка Жан-Батиста Люлли
Постановка Бенжамена Лазара, хореография Сесиль Русса
Заключает список не совсем балет или совсем даже не он. Комедия-балет — гибридный жанр, переживший очень краткий, но бурный расцвет во второй половине 1660-х при дворе Людовика XIV. «Король-солнце» завершал собственную танцевальную карьеру, но любви к новому виду искусства еще не утратил. Новый жанр, придуманный драматургом Мольером и композитором Люлли, предполагал большие вокально-танцевальные антре, тесно связанные с комедийным действием. «Мещанин во дворянстве» много раз публиковали в русских переводах как обычную пьесу, но мало кто знает музыку, специально написанную для этого удивительного представления, — разве что Марш для турецкой церемонии слышали многие. Дирижер Венсан Дюместр, его ансамбль Le Poème Harmonique и режиссер Бенжамен Лазар поставили «Мещанина» так, как его могли исполнять во времена танцующего короля. И оказалось, что до сих пор нет ничего смешнее ряженых карнавальных турков, сначала поющих какую-то околесицу, а потом вдобавок еще и пляшущих. Спектакль играют на французском, но даже смутного знания мольеровской фабулы достаточно, а при большом нетерпении (спектакль идет больше трех часов) можно начать сразу с турков (потому что они — лучшая часть действа).