Найти тему
НУАР-NOIR

Что есть реальность в мире кино-паранойи

Фильм «Экзистенция» как затяжной пугающий сон

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

В прошлом году мы отмечали 20-летний юбилей удивительной и знаменательной ленты, которая с точки зрения смыслов оказалась много глубже «Матрицы» (первой, собственно культовой части). При этом всём судьба фильма «Экзистенция» (1999) подобна участи большинства гениальных картин. Она провалилась в прокате (в США вообще не любят фильмы, которые снимались за пределами Голливуда), но в то же самое время в Берлине создатель кинокартины Дэвид Кроненберг получил особый, внеконкурсный приз, который формально даже выше Гран-при – «За вклад в развитие мирового искусства»

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Кроненберг любил экспериментировать с жанрами, заимствуя отдельные элементы и сращивая их, дабы получился причудливый сюжетный узор. От нуара (то есть мрачных криминальных драм) фильму досталось ощущение безграничной паранойи, которой одержимы главные герои: разработчица компьютерных игр Алегра Геллер (в исполнении «нехорошей девочки» Голливуда Дженнифер Джейсон Ли) и обычный дежурный охранник Тэд Пайкл (его играет ещё не выработавший запасы таланта Джуд Лоу).

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

У фильма как истории фактически нет ни начала, ни конца. Точнее говоря, есть «открытое начало» и «открытый конец». Так как лента начинается в буквальном смысле «с полуслова» и заканчивается многоточием. На некоторые вопросы зрителю приходится отвечать самому, в частности «дорисовывать» уже в своей фантазии некоторые факты биографии отдельных персонажей.

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Однако самым важным в этой кинокартине является ощущение безграничной тревоги, которое помножено на стремление понять: что же вокруг происходит? Во время презентации новой компьютерной игры на её создательницу Алегру Геллер было совершено покушение. Тэд - самый обычный охранник, типа тех, что дежурят в торговых центрах. Его задача проверять пригласительные, да следить, чтобы гости не мусорили. Он вовсе не «бодигард», который подготовлен ко всякого рода решительным происшествиям.

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Однако парочка оказывается втянутой в круговорот событий. И есть предположение, что ответ на мучающие их вопросы кроется где-то в недрах игры. А потому они должны погрузиться в выдуманное пространство. Об игре и игровых приставках надо сказать отдельно. Они переворачивают все представления об играх как таковых, так как органического происхождения. Именно это обстоятельство позволяет отчасти отнести «Экзистенцию» к боди-хоррору.

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

В фильме человек и приставка как бы меняются местами, так как игровой прибор подключается к человеку и тот становится своего рода «батарейкой», за счет которой идет игровой процесс. То есть несколько пугающий внешне девайс, можно назвать био-драйвером.

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Опять же очень значимым является понять суть игры, каковые же её правила, и самое главное, какова её цель. Однако задаваясь этим вопросом, герои из раза в раз проходят мимо возможного ответа, погружаясь всё глубже в новые игровые пласты (игра в игре). Подобный сюжетный поворот ставит «Экзистенцию» в один ряд с гениальными фильмом Дэвида Финчера «Игра» (1997) и выдающейся кинокартиной Кристофера Нолана «Начало» (2010)

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Под конец всё происходящее в кадре становится напоминающим откровенное безумие, включая костяные пистолеты, стреляющие зубами, и тому подобное. Погружение в тенета безрассудности кажется невозвратимым, поскольку ближе к финалу действие, случающее в кадре (на первый взгляд) теряет всякий смысл. Но не спешите с выводами! Паранойя, почерпнутая из мрачных недр нуара – это не просто прием, но возможность получить ответы. Впрочем, те окажутся совершенно иными, нежели ожидал зритель.

Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)
Кадр из фильма "Экзистенция" (1999)

Если вы не видели этот фильм раньше, то предсказать концовку вам будет в высшей мере проблематично. Что является несомненным плюсом ленты, так как она ставит под сомнение само существование реальности, в которой вы пребываете.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару