Найти в Дзене

Мой Аттила Марсель (2013) | Рецензия

Раньше было лучше

Неудивительно, что первым полнометражным игровым фильмом режиссера Сильвена Шомэ стала история, наполненная музыкой и чувством ностальгии персонажей, угнетаемых событиями прошлого и не знающих, как жить в настоящем. Конечно, «Мой Аттила Марсель» изобилует визуальными отсылками необычайной изобретательности настолько, что порой напоминает любительскую работу, и, не говоря о том, что он явно воспевает прошлое, очевидно, что он проникнут сожалением о старомодном обаянии того, что уже не вернуть. В фильме также чувствуется преклонение перед «мэтрами» прошлого, которых режиссер деликатно упоминает в картине, не перекраивая их, как это сделали бы постмодернисты. Результат, само собой, получился неровным…

После «Трио из Бельвилля» и «Иллюзиониста» (скучная дань уважения Жаку Тати) Сильвен Шомэ предлагает нам горько-сладкую комедию, в центре которой немой персонаж, находящийся под влиянием детских впечатлений (здесь лично я обращаюсь к Крису Маркеру, но факт остается фактом, что речь идет именно об этом), который совершает нечто вроде путешествия в свои воспоминания благодаря галлюциногенным веществам, изготовленным его соседкой мадам Пруст (!), чтобы вновь увидеть свою трагически погибшую мать. Фильм французского кинорежиссера напоминает хорошо смазанный механизм, который, по всей видимости, строго контролируется и достаточно успешно завершается, несмотря на незначительные испытания, возникающие по ходу действия (шукеты?)

-2

Исполнители не то чтобы совсем плохо играют свои роли, но никак не могут настроиться на нужную волну и, кажется, играют в разных фильмах: тетушки Анна и Анни (Бернадетт Лафон и Элен Венсан) — в комедии положений, Анн Ле Ни — в произведении психоделического поп-арта, а Гийом Гуи, ведь его игра непременно должна была быть более бурлескной, — в комедии а-ля Чаплин или Китон. Песенные сцены, кстати довольно хорошо написанные, напоминают Деми. Тем не менее, во всех случаях, и особенно это касается второстепенных персонажей, актеры находятся в двух шагах от фиглярства.

«Игровой фильм не значит «реалистичный»», — как будто упрямится Шомэ, а цвета, костюмы и декорации балансируют на грани между гениальностью и китчем. «Мысленные путешествия во времени», совершаемые персонажем, залиты неестественным оранжеватым светом, и объектив камеры (передающий субъективный взгляд) вскоре начинает казаться тяжелым, застывшим.

Все в фильме просто проникнуто ностальгией и почтением. Получившийся результат, в сущности, довольно симпатичен и не совсем провален, хотя и успешным его назвать нельзя. Несомненно, Сильвен Шомэ может сказать и эмоционально передать гораздо большее, чем следует из этого фильма, весьма незрелого, который стоит рассматривать как «первый» фильм со всеми свойственными ему промахами. Остается подождать и посмотреть, сможет ли автор направить свои силы в нужное русло.

Карл Филион, cinoche.com. Перевела Стася Дербунова