Найти тему

Этруски на Боспоре и Северском Донце...

Из цикла "Народ усобицы Рыса"

Сколько я спрашивал историков:

– Почему не копают крепости по Северскому Донцу?
– Ну, это хазарские, что их копать...
– Так вы же про Хазарию ничего толком не знаете!
– Ну, и денег не дают, и вообще...

«Вообще…» - это гипотеза о Русском каганате на Дону. И тогда первенство Новгорода и Киева, как и его первохристианство, летят века на полтора-два минимум. Историю переписывать, учебники, диссертации в корзину... И РПЦ на дыбы встанет...
– Не копаем – и точка! И заткнись, дилетант! Что-о? По ГУГЛ-снимкам в селе Муром на холме крепость видна? С башнями? Не было и быть не может! Читай учебники, когда мы туда пришли - и сам поймешь, как ты был неправ...
Спрашиваю: "А когда же нас оттуда кочевники попросили?" Молчат, хотя, направив полки в Степь, Алексей Михайлович в указе от 1647 года ясно писал, что «Чугуевские земли… веками принадлежат нашему Московскому государству…» – и из архивов это (пока?) не вытерто.

А ведь неглуп был царь, грамоте вельми учён.
Не зря, наверное, и новгород-северский князь Игорь рвался «к Дону» (так когда назывался Северский Донец). Не зря сложили «Слово» о попытке отбить отчие старо-северские земли, занятые половцами.

Но кто же основал самое древнее русское государство на Дону? Жили там аланы, булгары, хазары (по левому берегу). Никто из них в камне не строил, тем более так системно, примерно через каждые 30 км, на скок коня. Это подход не кочевников, а оседлого населения. А по продуманности оборонительных рубежей, по их мощи – и вовсе государственный подход.
Песня историков о хазарских крепостях разваливается и от простой логики – такие крепости были бы в половодье и ледостав отрезаны от помощи с хазарской стороны, и от утверждений самих историков о строительстве хазарского Саркела византийцами.

В московских документах XVI века упоминается Чугуевское городище, которое существовало ещё до монгольского опустошения России.
Вот что рассказывает нам об Илье Муромце выдающийся русский историк С.М. Соловьев: «Самое видное место между богатырями занимает Илья Муромец; он обыкновенно называется старым казаком и прямо донским казаком, атаманом донских казаков: "Помутился   весь   тихий   Дон,  помешался  весь казацкий  круг;  что   не   стало   у   них   атамана,  что   старого  казака  Ильи   Муромца". Разбойники, испуганные его силою, просят, чтоб взял их к себе в товарищи, в донские казачонки».
Арабская Куйаба – это не Чу-Куява ли, Киев на Дону? Не здесь ли служил Илья? А рядом – Муром Белгородский, ныне село, и на полпути между ними не Чернигов ли былинный? (Харьков встал на остатках древнего посада, где были даже подземные ходы, о чем доносили царю – не их ли недавно обнаружили харьковские строители?).

В одной из былин Алеша Попович, выезжая из дому, оказывается на распутье, где одна дорога ведет в Муром, другая – в Чернигов, третья – в Киев. Попробовал я найти точку в Подонье, из которой можно было разнести эти направления в разные стороны. Точка нашлась – в Салтове.
И что мы имеем? Компактно расположенные обжитые каменные города, славянское и булгарское население, рядом хазары. И при этом – и у хазар, и у славян на других территориях – ни намека на каменное строительство. Тогда откуда эти навыки? Строить в камне в то время умела Византия – ее специалисты и Саркел хазарам построили по их просьбе. А кто еще? Поблизости, в Крыму, и пораньше, строили в камне греки-колонисты. Могли научиться у них. Но греки никогда не уходили с побережья, Ольвия в лимане – это максимум удаления, да и то она наполовину скифская. Да еще легендарный скифо-«греческий» Гелон с будинами – но там уже строили из дерева, даже во времена Геродота.

Прекрасными строителями, известными во всей Средиземноморье, были этруски. Что мы знаем о них?
Акведуки Рима и Пиренейского полуострова – их строили не римляне, а этруски.

«Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Поэтому вопрос «откуда появился этот удивительный народ» возник давно. В древности, основываясь на рассказе Геродота, считали, что этруски пришли из Малой Азии.
 С самого начала своего существования этруски предстают в глазах Древнего (да и современного) мира богатой и могущественной нацией – в гробницах находятся ожерелья, фибулы и браслеты, которые свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров.
Например, В 1836 году близ Черветери была найдена гробница богатой этрусской женщины. Обнаруженные там украшения изумляют. Фибула длиной 267 мм с выгравированными на поверхности пятью фигурами львов, украшалась также 55 крошечными уточками, каждая из которых, в свою очередь, была покрыта мельчайшими шариками из золота, общее количество которых достигало 120 тысяч!»

-2

 «От этрусков нам досталось ничтожно мало. Все знания об их цивилизации мы черпаем из некрополей.
Большое значение, которое этруски придавали посмертной судьбе человека, их вера в загробную жизнь, аналогичную земной жизни, привели к тому, что они строили подземные жилища для мертвых, которые были копией жилищ при жизни, но гробницы были более прочные и долговечные.
Некрополи выбивались в скалах или строились из каменных глыб, благодаря чему сохранились на века.
Самые бедные были похоронены в ямах, а представителей высших слоев населения обычно хоронили в погребальных комнатах, которые покрывались землей (курганы)…»

«Племя TRS отождествляется либо с тирсенами, либо с троянцами (обе гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее). Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры».

«Вопрос о Микенах – один из самых сложных и запутанных вопросов античной истории – находится ещё в стадии предварительных исследований и обсуждений».

И именно в Микенах находится одно из самых интересных для нас сооружений – «Сокровищница  Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название – Гробница  Агамемнона  – условное  наименование крупной гробницы ульевого типа («толоса») в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э. Каменная перемычка над входом весит 120 тонн. Срок, в течение которого использовалась гробница, неизвестен; она упоминается у Павсания. В 1879 г. Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя.
Форма гробницы напоминает форму других толосов восточного Средиземноморья, обнаруженных, в том числе, и в окрестностях Микен, однако по своей монументальности и грандиозности является одним из важнейших монументов микенской цивилизации.
Гробница Атрея в разрезе:
По планировке гробница представляла собой круглое полуподземное помещение со сводчатой аркой. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр 14,5 м,[1] благодаря чему гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.
Вход в толос шёл через дромос длиной 36 метров, стены которого были выложены методом сухой кладки. Короткий коридор вёл из толоса в погребальную камеру внутри холма, которая имела почти кубическую форму».

Итак, толосы и подобные им купольные сооружения разбросаны по всему Средиземноморью, до Болеарских островов, как и… постройки этрусков. Да и сами этруски некрополи делали купольными. Почему нам интересна именно Гробница Атрея?
Во-первых, у нее есть время построения - около 1250 года до н. э., а это примерно соответствует окончанию Троянской войны и растеканию побежденных этрусков из Малой Азии – в Адриатику, на Аппенинский полуостров, даже в Англию, если верить Гальфриду Монмутскому и его «Истории бриттов».
Ну, после Дарданелл «крышевать» Ла Манш – конечно, не так престижно и выгодно, но с победителями не поспоришь. Но недаром троянцев называли еще дарданами (дар – властелин, дан – вода, перс.) – властителями морей. Со временем какие-то даны и на Датские проливы сели. А как же Боспор Киммерийский? Неужели его забыли? Ведь он куда ближе, известней и богаче далекого Ла Манша…

Да и Страбон писал о Меотиде:
"Вокруг озера Меотиды живут меоты. У моря расположены азиатская часть Боспора и Синдская область...  К числу меотов принадлежат сами синды и ДАНДАРИИ, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски и некоторые другие. К ним относятся аспургианы, живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгипией."

Во-вторых – самое основное. Под Керчью есть Царский курган.
«Захоронение, уже давно разграбленное, было найдено в 1837 году. Пройти внутрь – почти то же самое, что прогуляться в царство мертвых, в которое верили древние греки. Необычное впечатление путешествия в мир иной создает узкий 36-метровый коридор, который сужается кверху, а  в глубине имеет высоту и ширину меньшую, чем в начале. Путь по нему туда, кажется гораздо короче, чем обратно. Изнутри склепа отверстие входа и льющийся из него свет кажутся очень далекими и почти недостижимыми. Так с помощью архитектуры выразили идею о том, что путь в загробный мир короток, а вот обратный путь невозможен.
Квадратная погребальная камера имеет размеры обычной комнаты – 4,39 на 4,23 метра. Поражает, что стены гробницы сложены насухо. Они поднимаются, переходя в концентрические идеально ровные круги, которые сужаются кверху. Высота потолка здесь – 9 метров. Эта простая, но очень эффектная конструкция, которая впечатляет и сегодняшних зрителей».

Ничего не напоминает? Дромос в 36 м, купольный толос, сухая кладка…
Это же Микены, Гробница Атрея. Но она построена в 1250 г до н.э., а Царский курган – якобы в 4 в. до н.э. Почему? Ну как же, - говорят историки – ведь именно на это время приходится расцвет Боспорского царства! Других аргументов я пока не нашел. Т.е. по этой логике, Московский Кремль построен во второй половине 20 в. – на пике развития СССР.
Так может быть, Царский курган построен раньше? И может быть, вовсе не  греками, а еще этрусками – расенами, пришедшими держать Боспор.

Но одно совпадение ничего еще не значит, даже такое немаленькое.

Но есть еще и феодосийские серьги – шедевр Эрмитажа, великолепный образец этрусской золотой микрозерни, расцвет которой приходится на 5 в до н.э.
Есть ювелирные украшения кургана Куль-Оба, есть из района Каменной Могилы и многие другие, отличающиеся удивительно тонкой и тщательной техникой обработки золота. Да, они считаются более поздними (хотя часть из них могла просто храниться веками до захоронения), но в них явственно прослеживаются традиции этрусских ювелиров.
Это и тончайшая зернь, и сережки в виде женских головок, и серьги в виде дисков или полудисков с многочисленными подвесками…

Удивительно живыми и экспрессивными всегда считались образцы этрусской бронзовой портретной скульптуры – и такая же бронза появляется в Причерноморье! Хотя это уже портреты скифских царей (во всяком случае, так их определяют).

Если на Боспоре поначалу осели не греки, а этруски, то ясно, что они вскоре поняли: Боспор – не Дарданеллы. Это там достаточно было держать пролив – и богатство само плыло в руки. Боспор – всего лишь  дорога в Понт из Меотийского озера, а туда ведут Дон и Кубань, на берегах которых жили и кочевники. А значит, пройти реку купеческому каравану было не просто: невозможно долго идти по реке, нигде не приставая, не отдыхая, не ремонтируя суда, под «конвоем» кочевых конников. А наладить надежный караванный путь – значит, основать по берегу форпосты для его контроля. Каким должно быть расстояние между ними?

 Средний суточный ход на веслах – чуть более 40 км (можно судить по речным походам князя Фёдора Семёновича Курбского за Камень).
Если усреднить скорость течения Дона по различным источникам, получаем около 3,5 км/час, или снос на 40 верст за 12 часов хода. Но это скорее на стрежне. Если у берега оно около 1 км/час, то размещение форпостов на расстоянии 25…30 км один от другого вполне обоснованно для прикрытия торгового плавания по Дону и Северскому Донцу. Вверх по течению придется останавливаться в каждом, вниз по течению – через один-два. Но крепости (иногда историки называют их «замками») там, вероятно, потребовались позже – с набегами пришлых кочевников, к середине 1 тысячелетия.

Думается, что со скифами и более поздними насельниками степи этруски могли не только добрососедствовать, но и передать им часть своей культуры.
Например, Геродот писал, что цари скифов почитают Посейдона. Бог морей в степях? Но если дарданы-расены пришли к власти над местными племенами на юге  (как позднее даны-русы на севере), это не покажется странным. Как и рядом стоящие захоронения курганного, скифского типа, и постройки типа Царской Могилы или Мелек-Чесменского «кургана».
Вспомним, что этруски почитали рыса-гепарда (капрас хеттов), и его изображения часто встречаются в некрополях расенов. Но и аланы, и булгары, жившие некогда по Северскому Донцу, до сих пор имеют гербы с барсом (Северная Осетия и  Татарстан). Но изображен на них традиционный гепард – длинная шея, высокие лапы не оставляют в этом сомнения.

-3

Захоронения Боспора и Салтова не характерны для греков.

«Обычно исследователи говорят о более или менее эллинизированном обряде захоронения, но редко рискуют делать окончательный вывод. Захоронения с оружием, в целом не принятые в V-IV вв. в самой Греции, продолжались на Боспоре на протяжении всего античного периода. Их количество в грунтовых некрополях особенно усиливается с середины V в. до н. э., когда боспорским грекам пришлось отражать первый серьезный натиск скифских племен /?/. Такая ситуация, без сомнения, свидетельствует о серьезном варварском влиянии на культуру боспорских греков, во всяком случае, их верхушки, что, конечно же, сказалось и на воинском искусстве».

Но так ли это? Как и в некрополях этрусков, в некрополе Салтова часто встречается оружие, причем это почти классический набор этрусского оружия – боевой топорик (правда, однолезвийный), короткие мечи с лезвием в виде вытянутого треугольника, наконечники копий, щиты, поножи.
Сам Салтовский некрополь – с шахтными захоронениями, гробницами, дромосами, трупоположением вдоль стен или трупосожжением, судя о описаниям, тоже напоминает некоторые традиции и архитектурные приемы этрусков.

Русы византийских анналов – опытные мореходы и воины, нисколько не напоминающие конных степняков, хотя конская упряжь в захоронениях Салтова тоже присутствует.
Так может, именно на Дону и сформировалась Южная Русь во главе с расенами, но состоящая из славяно-булгаро-аланского населения Дона?

Может быть, именно тут родилось русское православие и первые русские белокаменные города – знаменитая Гардарика?
Но, когда кочевники перекрыли степи между Донцом и Днепром,  а потом и хазары перекрыли торговлю по Дону Саркелом, Донская Русь угасла, разошлась на север, к  Оке, где встал новый Муром, к Днепру и Десне (Днепровский Киев и Чернигов). Ушли булгары – на север, вверх по Волге. И аланы ушли на юг.
Исчезнувшая Донская Русь стала не нужным князьям и киевской церкви мифом. Она была досадным воспоминанием о поражении, мешала Рюриковичам первенствовать в княжении на Руси и в установлении православия именно киевскими князьями.

И официальная история её «забыла». Хотя, как видим, царь Алексей Федорович кое-что знал, и даже упоминал в указах – ведь Рюриковичей уже не было.
Донская Русь осталась только в былинах о русских богатырях. Но память о ней живет.
И разобраться в этом вопросе – надо.

Владимир РЕПИН

(исследователь древних цивилизаций)