Нас убивали много лет. И что характерно нам об этом в книжках-то не рассказывали.
Мне вот хотелось узнать историю своей Земли. Белую и пушистую царско-коломенскую, а оказалось…но расскажу по порядку. Дьяковском лесу охотились цари Рассейские
Когда-то давным давно, в стародавние времена, между селами сел Дьяково и Сабурово рос заповедный лес. Места удивительно красивые, богатые зверем, птицей, грибами да ягодами. Именно сюда ходили на охоту цари Российские.
Но с тех пор как столица переезжает в Петербург леса эти потихоньку хиреют и вырубаются. А во второй половине века 19 сюда добирается первая, ещё царская индустриализация.
В то время одним из самых прибыльных бизнесов было изготовление кирпича. А в этих местах, той самой глины, которая была нужна для кирпича было пруд пруди. В каждом селе находились предприимчивые люди желающие открыть небольшой заводик для обжига кирпича.
И Вот здесь в мае 1876 года почетный гражданин Москвы Богданов арендует у крестьян села Сабурова землю на самом крутом берегу Москвы-реки. Он строит около трех десятков строений кирпичного завода и пристань для транспортировки его продукции в Москву, остатки которой до сих пор сохранились.
В лучшие годы за сезон Богданов производил полтора миллиона кирпичей. Предприятие за десяток лет сменило несколько хозяев и последней владелицей кирпичного завода , в конце века 19 стала знаменитая купчиха Помелова Анна Никифоровна, которая довела количество производимого кирпича до трёх с половиной миЛЬЁнов.
Ещё некоторое время здесь было производство кремния для зажигалок, а вот уже с 1914 года, здесь начинает образовываться то самый промышленный кластер, который отравлял эти земли уже по крупному – сюда перезжает Царицынский химический завод. И вплоть до 32 года, чего здесь только не химичили, пока 10 июня 1932 года НАРКОМТЯЖПРОМ не решает начать промышленно производить Бериллий. Создаётся Бюро Бериллиевой промышленности, которое и строит здесь огромный по теммеркам Металлургический завод Категории А. А категория А это не хухры-мухры.
И хотя на то время это предприятие и грешило своей вредностью, но речи о производстве радиоактивных элементов конечно не шло.
То самое зло которое погубило и Чернобыль, и Хиросиму, и многих местных жителей поселилось здесь в 1947 году.
Не было какой-то задачи раскопать что-то печальное, но когда начал изучать историю ЦНИИХМа я впервые столкнулся с тем как нас убивали. Опубликовал. Всплыли краснознамённые опровержители...ладно. Начал изучать историю с другой стороны дороги. И на тебе. там тоже подвох. Кого не спрошу - у каждого кто-то от рака да умер...я заглянул в свою семью - у меня от рака умер дед -56лет. От рака умерли его друзья, друзья друзей, соседи, соседи соседей. От рака умерло целое поколение тех, кто поднимал нашу ядерную промышленность в Москворечье. До внуков не дожили. А так как эта смерть медленная, толерантная, её не замечаешь…
24 августа 1945 года, сразу после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в Кремле собралась вся научная элита того времени, во главе с самым главным вождём всех научных работнков. Решали – какой же ответ Чемберлену должен быть. Прямым следствием этого совершенно тайной вече стала передача в 1947 году завода Министерству среднего машиностроения, которому в будущем суждено было стать Министерством атомной промышленности с присвоение заводу громкого названия Почтовый ящик № 125
В 1948 году первый советский ядерный реактор Ф1 дал оружейный плутоний, а через год была испытана первая советская атомная бомба. Однако самый первый опытный образец, первый королёк плутония произвели именно на Каширском шоссе, на заводе Полиметаллов. Тот самый сверхзасекреченный металл.
Плутоний – это высокотоксичный металл, крайне ядовитый, который производился из урана. И отходы этого производства куда-то надо было вывозить. Куда вывозились эти отходы???
Изучал Дьяковку, оказалось, что ту же Дьяковку окружили с трёх сторон радиоактивными отходами. У них даже поля на которых пасли скотину и выращивали картошку были с радиацией. Родники с цезием 137ым. В Чернобльской зоне деревни сносили при 100 микрорентген в час. Рядом с Дьяковкой, до сих пор в десятки раз больше...так прошлись полчасика с дозиметром. Да, что там Дьяковку. Посмотрите - всё Нагатино в окружении вредных производств. И у каждого производства свой шлейф. У КАЖДОГО. Будто бы наперегонки они состязались, кто больше уничтожит.
Однажды заводу Полиметаллов стало тесно и было принято решение построить тот самый институт имя которому ВНИИХТ.
С завода полиметаллов и Подольского завода, который ранее отделился от МЗП были командированы лучшие кадры для создания НИИ.
Институт стал разрабатывать технологии по переработки урановых и прочих руд в чистый продукт. И конечно не только это. Ну а уже на заводе полиметаллов технологию внедряли в жизнь.
Ещё один секрет полишенеля это то, что с 1975 по 1995 годы в ВННИХТе работала исследовательская ядерная установка СО-2М. Сугубо научным языком поясню что это - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами. Институт это долгое время отрицал, но неожиданно в сети всплыл доклад С. И. Мозжерина, где всё встало на свои места
Ну и конечно людям нужно было где-то жить. С 1947 года начал развиваться и тот самый посёлок Москворечье. К уже существующим баракам построили ещё два два больших барака, а с 1948 года стали постоянно строить уже капитальные дома. В атомную промышленность вливались огромные деньги и предприятия могли себе позволить построить целый городок.
Интересно, что к семидесятым годам посёлок Московречье считался самым молодым районом Москвы. Причина достаточно прозаична –в семьях практически не было бабушек. В сороковые-пятидесятые заводу требовались руки. Деревня тогда жила бедно, даже голодала. А здесь на заводе платили по тем меркам хорошо, давали жильё и всяческие социальные бонусы. Оттого и стремилась сюда молодёжь деревенская.
Тогда и инженеры то не представляли себе вред организму от радиации, а уж молодые деревенские девушки, которые были в основном заняты на производстве тем более понятия не имели. Какая уж там защита. Дело доходило даже до того, что они обед разогревали на горячей, готовой продукции, которая фонила будь здоров. Почти всё это поколение до внуков не дожило. Поэтому Москворечье и было среднестатистически самым молодым микрорайоном.
И теперь о главном. Как же нас уничтожали.
В период с 47 и практически до самой Перестройки в том или ином виде все три предприятия МИФИ, ВНИИХТ и МЗП имели отходы своего производства. Жидкие и твёрдые. Жидкие двумя путями сливались в реку - либо через длительное отстаивание в специальных колодцах, которых полно по склону. Либо через фильтры и уличные отсойники опять таки же в реку. Твердые складировались за территорией предприятия, на берегу реки - это так называемое хвостовое хозяйство. Когда количество добиралось до несколько сот тысяч за деньги нанимали смельчаков, которые закапывали всё это в местные овраги. Эти заработанные деньги назывались похоронные. Кантемировская, Коломенское, Дьяковские овраги. Всё это через воду, скотину, овощи попадало в первую очередь к Дьяковцам. Их травили в первую очередь.
Это карта по Цезию 137ому. Погуглите что это. Две точки понятны. И третья - это Коломенские пруды. Бред...откуда там Цезий. А всё просто - из парка Садовники. Посмотрите какие ручьи впадают в Голосов ручей. А в прудах вода этих ручьёв.
- Знаете что нам помогло улучшить экологию???? Не поверите. Чернобыль!!!! После той аварии забздели многие и конкретно. Ведь утверждалось, что ядерная промышленность самая безопасная. А у нас на каждом шагу свои маленькие, Московские Чернобыли и своя река Припять. Легасов вскрыл всё это несовершенство и вот только после Чернобыля начались реальные дела. С 2018 года мы снимаем фильм о Дьяковке, но всё вылилось в куда более глубокое повествование, чем просто о старом селе. Фильм о том, как мы превратили в помойку свою землю. Раньше, она давала людям жизнь, а теперь смерть.
В реакторах под воздействием нейтронов из природного урана 238 образовывался плутоний 239 и задачей радиохимического производства являлось выделение плутония и его очистка. Всё это происходило с образованием огромного количества твёрдых и жидких радиоактивных отходов. Жидкие закачивались под землю в специальные колодцы – отстойники, вот этот как раз очень на него похож. А также отправллись в реку через уличные отстойники, что под склоном завода Полиметаллов. Остроты ситуации добавляло то, что в составе отходов находилсись частицы плутония, а его период полураспада 24 тысячи лет.
А вот твёрдые отходы – это то самое зло, которое неизвестно, где находится. Сейчас весь сыр бор вокруг того, что находится на поверхности, это не самое страшное. Страшное то, что находится внутри. Вот про это молчат жёсто. Ну а тех, кто таки пытается добиться правды, продолжают обвинять в работе на ЦРУ.
Здесь кратко описана проблема существующая в Нагатино и Москворечье. Смотрите фильм, там поподробней, много хроники того периода.