Фраза дня:
Сердце больше не страдает,
Но с тех пор ему порой
Что-то всё напоминает
Колокольчик почтовóй.
Александр Аммосов
Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. В мистическом сакральном плане колокольчики наделялись символическим значением мудрости и единства. Сегодня без колокольчиков не обходятся свадебные торжества, а школьные годы каждого неразрывно связаны с переливами последнего звонка. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.
Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Валдаем звали красавца-кузнеца, который, по легенде, жил посреди изумрудных лесов на берегу озера. Но особые свойства получил валдайский колокольчик, цена которого всегда была очень высокой, за ореол мистического происхождения, связанного с вечевым колоколом свободолюбивого Новгорода. Самостоятельный древнерусский город в конце XV века откупился от царя Ивана III бесценным вечевым колоколом в обмен за свободу своих земель. Но «мятежный колокол» разбился на маленькие осколки под Валдаем. Именно эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть о свободе и независимости.
Прославился Валдай не большими колоколами, а маленьким дужным изделием. На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Весело и звонко пел он под дугой русской конской тройки, вторя песне ямщика, и устанавливая ритм движения лошадей. Валдайский колокольчик отпугивал диких зверей ночью и оповещал о прибытии гостей. Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникально звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность и способствовали распространению.
До конца XIX века история литья валдайского колокольчика связана была с устной традицией. Зарождение этого промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре. Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год. Более ранних датировок не обнаружено, хотя упоминания о валдайских колокольчиках встречаются в литературе более раннего периода. В «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищев неоднократно описывает звон поддужных колокольчиков экипажей. В судебных описях того же периода встречаются упоминания о таких предметах быта в связи с их высокой ценностью.
Расцвет колокололитейного дела пришелся на середину XIX века. Именно этот период представлен большинством сохранившихся изделий. До 850 пудов меди использовалось на валдайских заводах купцов Смирнова, Митрофанова, а позднее Стулкина. Колокольчики становятся предметом обихода аристократии, который используется для вызова слуг. Они становятся символом тройки. Когда под дугой размещается до семи колокольчиков разного размера и звучания. Каждый мастер вносит свою особенность, появляются веселые гравировки. Сплав держится в секрете, пропорции меди, олова, бронзы и других металлов придают уникальность изделиям.
Завод Смирнова за высокое качество и красоту своих изделий получает даже благословение императора Руси на штамповку герба на своих колокольчиках. С появлением железных дорог значимость колокольчика падает, и к началу XX века на Валдае остается два завода братьев Усачевых, которые просуществовали дольше других. Последний завод был закрыт в 1930 году.
Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья. Различные центры литейного производства, беря за основу форму валдайского колокольчика, экспериментируют с составом сплавов, формой и пропорциями, ищут пути улучшения звучания.
А теперь улыбнёмся...
На приеме:
- Доктор, я колокол - бом! - бом! - бом!
- Вот вам пилюли, придете через неделю.
Через неделю:
- Ну, как?
- Уже лучше! Теперь я маленький колокольчик - тили-тили-тили-тили!
Было интересно?
Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!
Я ценю Ваше внимание!