Рамзеса II часто причисляют к величайшим фараонам Древнего Египта. Он, безусловно, видел себя именно таким: большую часть своего царствования он провел, покрывая свои земли памятниками, посвященными ему самому. Третий правитель 19-й династии имел необычайно долгое царствование, отец сотен детей и - если верить его собственной "прессе" - был могучим воином, который мог устоять перед целой армии.
"Меня зовут Озимандис, король королей", - писал Перси Байше Шелли в своей поэме "Озимандис" 1818 года, взяв имя, которое древние греки использовали для Рамзеса II.
Хотя стихотворение Шелли написано как поучительная повесть - могучая империя фараона давно ушла, а там, где она когда-то была, "далеко тянутся одинокие и ровные пески", - память о Озимандисах живет дольше. Рамзес II, сын фараона Сети I и внук основателя 19-й династии Рамзеса I, был вдохновителем столь обширной программы строительства по всему Египту, что его присутствия трудно избежать даже сейчас - от Абу-Симбела до Карнака до сих пор можно увидеть колоссальные статуи, носящие его облик.
Но означает ли это, что он заслуживает эпитета "Великий", который впоследствии был ему дарован? Рамзес II родился в 1303 г. до н.э. у супруги Сети - Туи. Он ощутил вкус битвы ещё в детстве, во время одного из походов его отца, хотя сколько ему было лет тогда, неизвестно. Известно, что к десяти годам он был назначен капитаном армии, а в 14 лет был назначен принцем-регентом и удостоен домашнего очага.
Рамзес взошел на трон, когда в 1279 году до н.э. умер Сети I, и почти сразу же переместил королевский двор из Фив на новое место в восточной дельте Нила. Великолепный город, расцветший здесь - со скромным названием Пи-Рамзес - станет домом для более чем 300 000 человек. Он будет править в течение 67 лет, самого долгого из документированных сроков царствования фараонов, в те времена, когда Древний Египет был на пике своего могущества. Его земли простирались от Средиземноморья до Нубии и современного Судана.
Строительные проекты Рамзеса
В первые годы его правления особое внимание уделялось внешней политике, во время которой Рамесс провел кампании по возвращению утраченных земель и построил ряд крепостей вдоль дельты Нила. Наследие, которое, сохранилось до наших дней - это здания и памятники, которые он оставил после себя.
В Древнем Египте фараонов считали связующим звеном между богами и простым народом и считали их божествами. Рамзес II не был исключением. Чтобы быть уверенным, что подданые думают именно так, он заказал больше статуй самого себя, чем любой другой фараон. Как правило, они изображали кобру на его короне, священное животное, которое, как полагали, защищало от врагов.
Его участие в восстановлении статуй и храмов, воздвигнутых фараонами, которые предшествовали ему, видно из иероглифической печати с именем Рамзес II найденной на зданиях и статуях, которые Рамзес определенно не строил. Но неясно, пытался ли он, перерабатывая колоссальные статуи, рентабельным способом заполнить землю своим изображением, или же намеревался почтить память более ранних правителей Древнего Египта. Безусловно, высоким результатам
способствовал тот факт, что его скульпторы переняли практику резьбы по "затонувшим" рельефам, появившимся в 18-ой династии; альтернативой был лишь рельеф, который гораздо легче стереть, либо случайно, либо намеренно.
Вершиной этих проектов стал Абу-Симбел, представляющий собой как шедевр строительства, так и политическую пропаганду. Построенные к 30-летию его правления, эти два храма на втором пороге Нила были вырезаны прямо в песчаниковых скалах.
Первый, Великий Храм, принадлежал Рамзесу: 30-метровое здание, к которому примыкает, 27-метровый колосс, изображающий фараона, хотя он и посвящен богам Амуну, Ра-Хорахти и Птаху. Соседний Малый Храм (высота которого составляет 12 метров) посвящен Хатору в честь первой и любимой жены Рамзеса, Королевы Нефертари.
Как было принято у фараонов, Рамзес был женат на нескольких женщинах одновременно; по оценкам, у него было восемь официальных жен и несколько наложниц. Но именно Нефертари считалась его любимицей. Они поженились, пока правил его отец, и у них было десять детей. Действительно, множество детей Рамзеса можно рассматривать как еще одно свидетельство его великого наследия - говорят, что он оставил более 100 потомков на протяжении всей своей жизни.
Предполагается, что Нефертари умерла во время празднования юбилея Рамзеса в 30-ый год его правления и завершения строительства ее храма в Абу-Симбеле. Ее гробница в Долине королев считается одной из самых красивых, когда-либо обнаруженных. Изображения Нефертари, найденные по всему Египту, свидетельствуют о том, что она славилась своей красотой, а поэзию, написанную для нее Рамезесом, можно найти в ее гробнице.