Найти в Дзене
Сокровища барахолки

Интерьер элитных сталинских высоток на примере профессорской квартиры из фильма «Москва слезам не верит»

Увидев высотку на Котельнической впервые, я был поражён её размерами. Массивность, внушительность здания вызывают восхищение. Устремлённость вверх придаёт знаменитым высоткам лёгкость. Они выглядят соразмерными, величественными и нарядными.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

По сюжету Екатерина должна присмотреть за квартирой родственника. Высотка расположена на площади Восстания (Кудринская). В фильме снимали Дом Авиаторов, что на Баррикадной. Солидные двери, гранит и мрамор холла, художественные панно и украшения ошеломляют. Проект здания создан советскими архитекторами М. Посохиным и А. Мндоянцем.

Более 70 % квартир в доме - двухкомнатные. Встроенная мебель и холодильник на кухне - редкость по тем временам.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Интерьеры сняты в высотке на Котельнической набережной. Роскошь по-советски: просторно, светло, в квартире высокие потолки и антиквариат, как признак элитарности.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Квартира обставлена массивной мебелью из натурального резного дерева. Такие вещи только и могли сохраниться только в квартирах с высокими потолками - в новостройках они занимали слишком много места или попросту не помещались.

Тёмный приземистый буфет в гостиной богато украшен резьбой, на застеклённых полках - посуда. Сверху поставец украшают две чудесные зелёные фарфоровые вазы.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

На тумбочке рядом, покрытой салфеткой филейной вязки — радиола и на ней - бронзовые статуэтки и изысканная вазочка. Так было принято: на поверхности — салфеточка, сверху - вазочка. Тогда такой избыточный декор был нормой.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Фарфор и бронза в спальне на туалетном столике, в кабинете профессора на рабочем столе. Люстры богемского стекла органично вписываются в интерьер.

Резные стулья в гостиной мне хорошо знакомы. Знакомый пытался такие отреставрировать, но не смог восстановить плетёнку на спинках, сделал матерчатые вставки. Сидеть на таких "тронах" не очень удобно, но ради красоты с неудобством можно смириться.

Обратите внимание на обилие текстиля. Портьеры и занавеси с ламбрекенами, с подборами, сложного кроя; скатерти и покрывала, ковры - на мой взгляд, красиво и уютно.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

В спальне замечательны обои - глубокого синего цвета, такие сейчас можно увидеть в коллекциях итальянских дизайнеров.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Кровать, похоже, из карельской берёзы, ей в тон туалетный столик с зеркалом, но дерево уже другого оттенка. На столике - старинная шкатулка для украшений. Коробочка с духами похожа на "Каменный цветок" - недорогие, но изысканные, они пользовались успехом.

Удивляет подбор картин на стенах - их совсем немного, в скромных рамах, небольших размеров. Видимо, профессор не увлекался собиранием живописи.

Если посмотреть внимательно, становится ясно — вся мебель сборная, ни одного целого гарнитура в квартире нет. И это вписывается в представление о советском учёном - квартира представительского класса, обставлена согласно статусу, но особого внимания вещам не уделяется.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Из особенностей планировки хочется отметить межкомнатные двери - четыре застеклённые створки, две распашные. Тогда дверные проёмы занавешивали портьерами из ткани оконных занавесей.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

В прихожей просторно, и большие зеркала в резных деревянных рамах ещё увеличивают пространство. Эту квартиру действительно можно назвать профессорской.

Жаль, что от этой красоты в последующие десятилетия активно избавлялись. А сейчас такая мебель — мечта каждого собирателя.