Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц
Чёрная коробочка с яркой надписью «Тушь» успела засветиться в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В кадре пассия режиссёра Якина плюёт в коробочку с тушью, скребёт внутри крошечной щёточкой и красит ей ресницы. Это и есть та самая «Ленинградская тушь», о которой с лёгкой грустью вспоминают наши мамы и бабушки.
Без этой туши не могла обойтись ни одна советская модница. Правда, управиться с щёточкой могла не каждая: тушь склеивала ресницы в «паучьи лапки», которые приходилось разделять иголкой, а зазевавшись, можно было нечаянно ткнуть себе в глаз. Да и плевать в коробочку было не слишком гигиенично. Для тех, кто ностальгирует по старым временам, есть хорошая новость: сейчас коробочку «Ленинградской» можно найти в продаже в интернете.
Тональник «Балет»
Помните советские капроновые колготки? Примерно такого цвета был и тональный крем «Балет» — плотный, как строительная затирка, он напрочь перекрывал не только несовершенства, но и сам цвет кожи. Но даже здесь умелицы нашли выход: чтобы добиться естественного покрытия, тональник разбавляли увлажняющим кремом от той же фабрики «Свобода». «Балет» выпускают до сих пор — правда, сейчас он не такой плотный, да и палитра цветов расширилась до трёх оттенков.
Тени «Елена» и «Рассвет»
Голубые и серые тени тогда были последним писком моды. Но выбор был не таким уж большим: палетка «Елена» с двумя оттенками голубого, коробочка «Рассвет» с белым, серым и золотым… Если нужны были другие цвета, в ход шли художественные мелки — их крошили и разбавляли водой.
Карандаши «Косметика» и «Живопись»
Пожалуй, мечтой каждой советской девушки был набор карандашей для подводки глаз «Косметика». Но приобрести его было практически невозможно: карандаши были в дефиците, да и были мало кому по карману.
Настоящим спасением стали цветные карандаши из магазина канцтоваров. Для макияжа глаз женщины выбирали черный карандаш: грифель размягчали водой и рисовали желанную стрелку заточенной спичкой. В почёте был и красный карандаш — его выбирали для подводки губ. Некоторые умелицы красились фломастерами «Колорит». Правда, они быстро засыхали, поэтому приходилось заправлять их мужским одеколоном.
«Тройной одеколон»
Мало кто знает, но тройной одеколон родом из немецкого города Кёльн. Итальянский парфюмер Йоганн Мария Фарин создал одеколон ещё в XVIII веке. А после Отечественной войны 1812 года русские парфюмеры создали «Тройной одеколон», добавив к кёльнскому три эфирных масла: бергамотное, лимонное и нероли.
Во время горбачёвской антиалкогольной кампании 1980-х «Тройной одеколон» был популярен не столько среди модников, сколько среди любителей выпить. Суррогат употребляли по всей стране, и его продажа была важной статьёй дохода аптек и магазинов.
Духи «Красная Москва», «Саша» и «Шипр»
Важной статьёй дохода парфюмеров стали и легендарные духи «Красная Москва». Этот аромат, распускающийся нотами ириса и ванили, выбирали дивы советской эпохи. Сама актриса Любовь Орлова была большой поклонницей «Красной Москвы».
Ароматы для мужчин, конечно, не ограничивались «Тройным одеколоном». Свежий аромат «Саша» и стойкий «Шипр» с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха — вот что было популярно у мужчин в те годы. Поклонники этих ароматов могут насладиться ими и в наше время в «Новой заре».
Хозяйственное мыло и шампунь «Желтковый»
Чем советские женщины и мужчины мыли голову? Некоторые — хозяйственным, дегтярным или банным мылом, от которых волосы иногда покрывались белым налётом, а расчесать их было почти невозможно. Но были и на полках и шампуни: «Желтковый» в алюминиевой тубе, «Лесной» и «Жемчуг» в стеклянном флаконе.
Советским детям полюбился шампунь «Кря-кря». Он пах жвачкой, и почти каждый пытался попробовать шампунь на вкус. Но он, увы, оказывался совсем несъедобным. Модницы тоже не брезговали этим шампунем, потому что волосы после мытья становились лёгкими и пушистыми.
Не советское, но мечта!
Среди модниц в СССР были популярны польские тени фабрики Pollena. В наборе с крышечкой в форме цветка было четыре цвета: голубой, зелёный, коричневый и белый. Именно ими накрашены советские киноактрисы Барбара Брыльски, Алиса Фрейндлих и Светлана Светличная.
А ещё в почёте были красные губы, но очень немногим удавалось найти помаду такого цвета. Чаще всего это были подарки из-за границы: польский контрафакт Pupa, и даже Dior и Yves Saint Laurent.
Первую часть нашей «советской» серии материалов читайте здесь➟
Вторую здесь➟
А ещё можете прочитать наш материал о брендах Российской империи, которые пережили революции и стали советскими.
Ваша редакция «Секрета фирмы»