Саспенс, напряжение, интрига - мотор. Так может начинаться работа над фильмом, потому что этот прием будет главным звеном практически в каждом фильме, будь то романтическая комедия, драмеди, хоррор , мелодрама или триллер. Так что, чем быстрее вы научитесь с ним работать, тем больше у вас шансов на успех, правда, Макки?
Прием, с помощью которого создается напряжение и интрига в кино называется саспенс. Но в первую очередь, саспенс - не про нагнетающую обстановку, провокацию и ощущение ужаса, а про то провокацию и вовлечение зрителей.
Существует два основных типа саспенса:
- Закрытый саспенс – когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.
- Открытый саспенс – когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.
«Пусть зрители играют в Бога» – говорил Хичкок, делясь основами приема.
Именно этого достигает сценарист, когда делиться со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеятся на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.
Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?
Саспенс – прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремиться к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Вы должны хорошенько подразнить зрителя, затянуть интригу, чтобы прием состоялся. Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет ( убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и тд) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали – поворота головы человека, смски на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне. Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.
Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов.
Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся». Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.
Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача – сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться.
"Эмоция (будь то страх, смех, удивление, грусть, гнев, скука и т.д.) является конечной целью каждой сцены. При установке камеры в первую очередь необходимо учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у аудитории в данный конкретный момент. Эмоцию рождает взгляд. Вы можете контролировать глубину эмоции, располагая камеру ближе или дальше от глаз актера. Крупный план наполняет кадр эмоцией, а плавный переход к общему плану развеивает ее. Резкий переход от общего к крупному плану вызывает у зрителя внезапное удивление. Необычный план сверху способен усилить драматическое напряжение. " - Франсуа Трюффо
При создании интриги очень важна манера съемки, потому что саспенс – это про растянутое время, про создание атмосферы, про воздействие на зрителя.
Пишите сценарий, ориентируясь на то, что нужно использовать много крупных планов, ведь детали очень важны для создания атмосферы.
Заранее подумайте о звуках, ведь аудиовизуальный эффект – сильнейший из тех, которые может режиссер предложить зрителю, и вы как сценарист должны заранее позаботиться об этом. Шарканье, бряканье, выражения лиц, интерьер или экстерьер места действия - не упустите ничего из виду. Конечно, в сценарии описанию уделяется не очень много место, но, когда дело касается интриги – детальное описание важнее, чем диалоги.
Детали важны и при создании персонажей. Если вы пишете комедию, курс по которой, кстати, стартует у нас уже 15 сентября, пусть будет столько нелепостей и противоречий в характерах героя, сколько это возможно в рамках хорошего вкуса. Добавьте сюда эффект неожиданности. Пусть тот, кто выглядит самым интеллигентным и спокойным, окажется самым чокнутым, а сексапильная блондинка самой разумной и уравновешенной.
Как же показать точнее саспенс в сценарии?
Например, у вас ситуация – мужчина спрятался за занавеской и ждет, когда вернется хозяин. Интрига будет в деталях – во что одет мужчина, плотная или прозрачная занавеска, открыто окно пропуская сквозняк, из-за которого занавеска колышется или нет? У мужчины есть оружие? Какие мы звуки слышим, когда хозяин возвращается? Его шаги или может он включил музыку, может пошел в душ?
Если работаете над драмой, усиливайте эмоциональный накал и вызывайте тревожное ощущение у зрителя, но, например, уделите внимание уютной и комфортной атмосфере, в которой развивается драма. Так, с одной стороны, вы оттените ужас и скорбь происходящего, а с другой усилите контраст.
"Чем более беззаботной будет обстановка, тем сильнее окажется удар от внезапно произошедшей драмы", – говорил Хичкок.
При написании сценария всегда помните, что свет, движение и понятие времени - основы кинематографа. Об этом, кстати, не раз говорил Скорсезе в своих интервью. Вы, как сценарист, должны не только придумать первоклассную оригинальную идею, но и заранее подумать о том, как ее можно воплотить, подготовить почву для режиссера. Создание интриги, которая будет удерживать внимание зрителя - одна из самых важных ваших задач.