Повседневность — вечный объект исследования художников, неисчерпаемый ресурс для вдохновения и анализа. Какой кофе ты пьешь за завтраком, с кем каждый день делишь кровать, какой тряпкой протираешь пыль — обыкновенные действия становятся не просто привычками, а ежедневными ритуалами, так или иначе отражающими характер человека.
Относиться к быту можно по-разному: с иронией или отвращением, с трепетностью или безразличием, но игнорировать его невозможно. Рутина это то, что есть у каждого, что знакомо каждому. Произведения искусства, которые обращаются к этой теме, изначально оказываются нам очень близки. Мы, как зрители, можем свободнее их интерпретировать и легче идем с ними на контакт. В этом материале мы расскажем о нескольких фотопроектах, в которых художники показывают, как они воспринимают повседневность.
Другая жизнь вещей
Человек живет в окружении предметов, которые связаны с его образом жизни и созданы для удобства и комфорта. А есть ли у этих вещей своя собственная жизнь? Художник Маурицио Алехо (Mauricio Alejo) видит уникальный характер в самых обычных предметах . Он создает из них минималистичные инсталляции в своей квартире, а фотографии Алехо — фиксация этих необычных взаимодействий между объектами.
Художник экспериментирует с бытовыми предметами, сочетая их друг с другом так, что из этого рождаются настоящие сюжеты. Между двумя воздушными шариками, летящими вверх и вниз, выстраиваются почти человеческие гармоничные отношения; выложенные в линию тосты словно растягиваются в гармошку; стопки книг становятся еще одной ступенькой или препятствием на лестнице, а зеркало, лежащее на кровати, визуально создает в ней тоннель. Такие эстетические приемы невозможны без длительного наблюдения за «жизнью» вещей, особенностями их формы. Каждый предмет в квартире художника обладает индивидуальными качествами, а автор создает такие ситуации, в которых они раскрываются в полной мере, и затем фиксирует эти уникальные сюжеты.
«Антисептический рай»
В проекте художника Дмитрия Лукьянова «Instant tomorrow» российская повседневность становится объектом для критики. Он три года ездил по России в поисках сюжетов: постановочные фотографии основаны на интерпретации реальных картин российского быта.
Мир Instant tomorrow стерилен. Этот мир наполнен людьми, их вещами, интерьерами их домов но в этом мире нет места эмоциям. Фотографии лишены жизни. Пустые глаза людей, удручающе безлюдные пейзажи и обезличенные натюрморты заполняют все пространство кадра. Статичные композиции усиливают ощущение холодности, а преобладающий белый цвет ассоциируется не со свободой, а со стойким больничным запахом.
По мнению фотографа, воля к жизни, творческие порывы и желание развития сконцентрированы в столице и исчезают ближе к окраинам. Повседневные безэмоциональные сцены ужасают автора, и такую реальность Лукьянов называет «антисептическим раем», в который «добровольно заключаются люди, окруженные тихим эхом опасности другого неописуемого мира».
Через анализ настоящего художник размышляет о будущем, и проект «Instant tomorrow» — не столько повод, сколько настоятельное побуждение задуматься о том, на чем именно строится жизнь и к чему ведет отсутствие чувственности, живой энергии, творчества и радости созидания.
Цифровизация жизни
В реалиях карантина тема будничности, обыденности встала особенно остро и приобрела новую актуальность. Необъятный мир сузился до четырех стен, общение перешло в онлайн, одни и те же вещи окружают нас каждый день, — это безусловно время переосмысления привычного хода жизни.
В серии «20:20» художник Игорь Самолет размышляет о цифровизации общения: свидания в zoom, душевные переписки в телеграме и жаркие дискуссии в фейсбуке стали обычным делом. «Пандемия заключила коммуникацию в цифровой пузырь» — говорит Самолет в интервью для Research.
Художник работает с обычными скриншотами, как с одними из главных составляющих своего визуального языка: то, что его окружает и за чем он наблюдает ежедневно, становится неотъемлемой частью его работ. Для него снимок экрана телефона — это фиксация ежедневного состояния, а графика, появляющаяся на изображении (быстрые рисунки пальцем по экрану смартфона) — визуализация ощущаемой «энергии». Проще говоря, художественные серии Самолета — его личный дневник, в котором он откровенен и с собой, и со зрителем: художник не стесняется показывать свои нелепые фотографии в масках истаграма и снепчата, переписки с друзьями и мамой.
Работа со скриншотами не только исследует нарративную функцию фотографии (возможно ли рассказать историю, ограничиваясь лишь пространством экрана смартфона?), но и заставляет размышлять о границах между художником и зрителем. Самолет приоткрывает закулисье собственной жизни, относясь к личным переживаниям как к произведениям, которые могут быть услышаны каждым.
Связь внутреннего и внешнего пространства
Синхронным текущей ситуации в мире и душевному состоянию миллионов людей оказывается и проект Ирины Иванниковой о повсеместном явлении — ремонте. «Ремонт», воплощенный в 2017 году, начинался как поиск разнообразных картинок ремонта в интернете, а впоследствии стал для художницы метафорическим изображением внутреннего состояния: шаткости, сломленности, переживания кризиса.
Квартира, зависшая в состоянии ремонта, — это место без времени, вечное пространство ожидания. Обломки стен, как обломки чувств. Ремонт — это сложно переживаемый кризис, ситуация, которой не всегда просто управлять.
«Комната становится экзистенциальным укрытием для фиксации внутренних событий через реконструкцию ремонтных работ в инсталляции. Мои фотографии инсталляций стали продолжением архива найденных в интернете фотографий, их соединение обнаруживают мерцание границы пространства внутреннего и внешнего, воображаемого и реального» — рассказывает о проекте Иванникова.
Пространство комнаты становится прямым отражением внутреннего состояния. Наблюдение за преображением пространства помогает художнице пережить и принять собственные изменения.
Повседневность может быть как центральным предметом осмысления и вдохновителем автора, так и метафорически выражать идеи или внутреннее состояние. Вне зависимости от того, чем является изображение быта для художников: целью или средством, содержанием или формой, — для зрителя концептуальный взгляд на повседневность это повод посмотреть и на свои будни с другого ракурса, отрефлексировать свою жизнь через проецирование опыта художника на себя.
Текст: Полина Звягинцева
Редактор: Лиза Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.