Я послушала ещё одну лекцию о балете (в общем, вы уже поняли, лекции я люблю). Оказывается, в 70-х годах прошлого века танцоры ходили по вертикальным стенам, а виртуозность великих балерин не имеет ничего общего с классическим балетом. Впрочем, давайте по-порядку. Вот список вещей, которые поразили меня больше всего.
Статья составлена по материалам лекции "От балета к современному танцу" Кати Ганюшиной.
Катя Ганюшина - исследователь и лектор, танц-драматург.
— Куратор, организатор резиденцией и показов современного танца
— В рамках образовательной программы к выставке Тино Сегала создала и исполнила в Новой Третьяковке 5-часовой перформанс «Смотритель».
— В качестве художницы работает с форматом социальной хореографии, является участницей дуэта "Бюро перформативных ритуалов".
— Читает лекции в ГЦСИ, Музее современного искусства Гараж, Манеже, Мультимедиа Арт Музее.
- Балет - это особый язык со своими кодами, строгой организацией иерархией, которая распространяется и на зрителя. Например, зритель не может аплодировать там, где ему вздумается, а только по окончании, скажем, па-де-де.
- Балет чётко очерчен. Все важное - в центре и только в центре, а всё, что окружает центр - просто оттеняет его и поддерживает. В современном танце же сцена может быть, скажем, поделена на 8 частей, в каждой из которых что-то происходит - и зритель сам выбирает, куда ему смотреть.
- Балет хочет, чтобы его зритель проходил знакомый ритуал, а не испытывал что-то новое. Современный танец - наоборот, про неожиданность.
- Тело в балете - это совершенная машина, которая служит балету на 100%. Нет никаких проявлений естественной телесности, человечности. Балет ломает естественную анатомию тела.
- Современный танец - ощущение собственной свободы, ощущение своего тела как оно есть. Современный танец пошёл от Айседоры Дункан, тогда он назывался свободный танец.
- Эксперименты хореографов современного танца в XX веке прямо-таки не знали границ:
- Рудольф Лабан отказался не только от традиционных танцевальных па, но и от музыкального аккомпанемента, темы и сюжета. Он открыл, что выразительность танцу придает пространство, а не тело. Освободившись от заученных движений, тело должно искать собственные ритмы и «упиваться пространством».
- Мерс Канингем использовал принцип случайности. Он буквально бросал кости перед некоторыми выступлениями и случай решал, какая будет последовательность движений и даже кто будет танцевать. Могу себе представить, в каком тонусе были бедные танцоры.
- Триша Браун - автор перформанса ""Человек идущий вниз по стене"". Фактически танцор шёл вниз по вертикальной стене высокого здания. Шёл, будто обычно идёт по земле. Конечно, его держало специальное приспособление, но только подготовленное тело с сильными мышцами кора может создать иллюзию простой прогулки по стене. Обычный человек не может повторить подобного.
- Что делает великих танцоров балета великими? Дело не в том, как высоко они поднимают ногу или как быстро крутят пируэт. Это могут делать многие. Суть виртуозности - в мастерстве присутствия и работе с пространством. Проще говоря, великие танцоры способны были помещать внимание на много метров вокруг себя и создавать единый организм с публикой и пространством.
_______
Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @kick_ass_girl_.
Мой телеграм-канал - A.Dancer