Шанская религия и мышление
Поздний период правления Шан знаменит костями оракула, используемыми для предсказания будущего. Около 100 000 найденных костей датируются этим периодом. У царей, чиновников и других людей возникали различные вопросы, они писали их на костях или ракушках, которые затем нагревали на огне. После этого священники изучали трещины, образовавшиеся в результате подогревания на огне, и интерпретировали их, давая ответы на вопросы.
Были найдены кости Оракула, существовавшие за долго до династии Шан, однако на них не было обнаружено вопросов. Само существование этих костей показывает, что гадание было уже устоявшейся практикой к тому времени, когда в Китае развивалась грамотная цивилизация.
Эти толкования проливают бесценный свет на политику, религию и общество Шан. Охота, война, дожди, успех урожая, здоровье членов королевской семьи - таковыми были главные заботы правителей Шан. Во времена надписей, обнаруженных на костях оракула, политическая власть Шан находилась в упадке, а чувство тревоги и угрозы можно обнаружить во многих вопросах, которые задавались костям, и в письменных интерпретациях, которые были даны в качестве ответов на вопросы.
Писания тех времен также показывают, что почитание предков уже было ключевым элементом в китайской культуре.
Таким образом, на этой ранней стадии истории Китая и в более поздние периоды существовала четкая преемственность между мышлением и религиозными практиками. Однако были и различия. Одной из особенностей шанской религиозной практики (как и в другие времена бронзового века) было человеческое жертвоприношение, которое в больших масштабах практиковался шанским королевским двором. Эта практика прекратилась во времена правления Чжоу.
Шанское общество и экономика
Экономика Шанского королевства, как и все дореволюционные экономики, базировалась на сельском хозяйстве. В те времена большинство населения составляли крестьяне, которые работали, занимаясь земледелием.
Крестьяне работали на земле, но земля контролировалась лордами, которым крестьяне вносили большой вклад в урожай, и платили дань. Крестьянам также приходилось выполнять различные задачи, такие как строительство и ремонт дамб для предотвращения эрозии или защиты от затопления; рытье прудов и каналов для хранения и направления воды туда, где она была необходима и т.д. Для этого крестьяне должны были работать вместе большими группами, которые должны были находиться под надзором старост деревни и надзирателей. Они также должны были сражаться в королевской армии или работать над крупными королевскими проектами, если этого требовали их лорды.
Лорды жили в гораздо большей роскоши, чем большинство населения. Они проводили свое время в управлении своими землями, в подготовке к войне и в боевых действиях, находились при дворе короля, консультировали его по вопросам управления и помогали ему в проведении религиозных церемоний или обрядов, связанных с их собственными предками. Они также могли участвовать в поклонении местным божествам.
Кроме крестьян и лордов, в столице также проживали группы людей, которые были прикреплены к службе королю и его двору. Одна из групп состояла из писцов или священников. Они играли ключевую роль в религиозных обрядах королевства и должны были иметь высокий социальный статус. Другими группами были ремесленники, которые изготавливали изящные предметы, украшали дворцы и храмы; а рабочие - занимались добычей, рафинировкой и транспортировкой оловянных, медных и свинцовых руд, которые шли на изготовление бронзы.
Последняя группа, о которой следует упомянуть - это рабы. В отличие от более поздних периодов китайской истории, в Китае при династии Шан было много рабов. Они изображены на картинах, работая в полях под кнутом надзирателей. Их жизнь, как и жизнь рабов во всем мире на протяжении всей истории, была несчастливой и безнадежной.
Царство Шан лежало в центре сети магистральных торговых путей. Об этом свидетельствуют ракушки, которые служили денежной единицей. Все они были импортированы, некоторые из них из тропических морей за тысячи километров на юг. Панцири черепах, используемые для гадания, а также нефрит, используемый в декоративных изделиях, также импортировались с юга.
За пределами границ Шан
Как мы видим, царство династии Шан не сформировало единой государственной структуры, охватывающей большую территорию Китая. В северном Китае было много других царств и племен. Некоторые из них были многолетними союзниками Шан, другие были временами союзниками, или врагами Шан. Другие в основном находились вне досягаемости Шан. Культурное влияние династии, однако, распространилось гораздо шире по всему Китаю.
Район выращивания риса на юге Китая, в центре которого находится долина Янцзы, стал пристанищем для цивилизации, способной соперничать с цивилизацией Шан.
Падение династии Шан
Шанская политическая система сформировала своего рода конфедерацию государств, в которой многие полунезависимые правители признавали господство шанского царя. Одним из таких государств было царство Чжоу, которое находилось на западных границах Шанской области и, скорее всего, не было полностью ассимилировано в нее. Писания говорят, что оно то признавало сюзеренитет Шан, то было в числе ее врагов.
В 1122 г. до н.э. (по некоторым источникам, 1045 г. до н.э.) могущественный и амбициозный царь Чжоу послал свою армию, которая, включала 300 колесниц с тысячами воинов, чтобы та разбила армию Шан в битве при Муйе. Последний король Шан совершил самоубийство в своем горящем дворце. Победитель перенес столицу в город Чжоу, и начался период правления династии Чжоу.