Найти тему

"Первооткрыватель" гарема

26 апреля 1798 года родился французский художник Эжен Делакруа.

В Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени одной из главных тем является русский романтизм. Как и у многих явлений в российской истории и культуре, у романтизма есть европейские корни. Поэтому изучая творчество живописцев-романтиков, в том числе и Василия Андреевича Тропинина, невозможно не обратиться к французским художникам первой половины XIX века. Делакруа - яркий представитель своего времени, создавший работы, определившие переход от неоклассицизма к романтизму, например живописное полотно "Данте и Вергилий".

Эжен Делакруа. Данте и Вергилий  в аду (Ладья Данте). 1822 г. Лувр. "Божественная комедия" была одной из самых читаемых книг во времена Делакруа. Итальянский поэт Данте Алигьери выступает на полотне не героем, а свидетелем, старающимся справиться со своим страхом и отчаянием, в отличие от грешников, выбрасывающихся из реки Стикс навстречу ладье в бессмысленных попытках спасти души.
Эжен Делакруа. Данте и Вергилий в аду (Ладья Данте). 1822 г. Лувр. "Божественная комедия" была одной из самых читаемых книг во времена Делакруа. Итальянский поэт Данте Алигьери выступает на полотне не героем, а свидетелем, старающимся справиться со своим страхом и отчаянием, в отличие от грешников, выбрасывающихся из реки Стикс навстречу ладье в бессмысленных попытках спасти души.

Эжен Фердинанд Виктор Делакруа (1798-1863) один из художников, которые открыли европейскому зрителю на своих полотнах двери в гарем, изображая прекрасных одалисок и томных красавиц и тем самым формируя представления о дивном, манящем Востоке. Изобразить арабских женщин как запретную экзотику не было целью Делакруа, он искренне восхищался их красотой и пластикой, а также очарованием и красочностью их мира, что и передавал в своих полотнах.

Эжен Делакруа. Алжирские женщины в своих покоях. 1833 г. Лувр.
Эжен Делакруа. Алжирские женщины в своих покоях. 1833 г. Лувр.

Помимо этого, важными сюжетами в искусстве живописцев, творивших в 1820-е, были революции и войны – Делакруа не был исключением, он создал ряд великолепных батальных полотен. Самым известным из них, пожалуй, является эпизод уличных боев в период июльской революции 1830 года, запечатленный художником на эпическом полотне "Свобода, ведущая народ".

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г). 1830 г. Лувр. Фигуре Свободы художник предал черты античной статуи Афродиты Милосской.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г). 1830 г. Лувр. Фигуре Свободы художник предал черты античной статуи Афродиты Милосской.

Интересно, что рефлексия окружающей действительности побуждала художника обращаться к мифологическим темам и героям эпохи Возрождения. Даже изображение современных художнику исторических событий описаны языком античной трагедии. Критики писали о Делакруа: «этот человек пишет пьяной метлой», имея в виду чрезмерную яркость красок и темпераментную передачу движения, заставляющую искажаться перспективу.

Эжен Делакруа. Мавританская беседа. 1832 г. Акварель. Музей Метрополитен. Делакруа был великолепным мастером акварели. Он был настолько восприимчив к малейшим нюансам атмосферы, что этим опередил художников пленэра на четверть века.
Эжен Делакруа. Мавританская беседа. 1832 г. Акварель. Музей Метрополитен. Делакруа был великолепным мастером акварели. Он был настолько восприимчив к малейшим нюансам атмосферы, что этим опередил художников пленэра на четверть века.

Многие специалисты считают находки Делакруа в области колорита и свободную манеру почвой, которая подготовила появление импрессионизма.

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравились картины - они здесь главные герои! Если да - ставьте лайк =)