Найти тему
Artur Clark

Пять романов с реальным ощущением места для исследования прямиком из вашей комнаты

Оглавление
Все знают понятие "книги пустынного острова", романы, которые вы могли бы упаковать, если бы вы собирались быть на необитаемом острове. Благодаря пандемии многие из нас действительно сейчас брошены на произвол судьбы, за исключением того, что вместо того, чтобы бездельничать на пальмовых пляжах, мы находимся в замкнутом пространстве - в городских многоквартирных домах, пригородных террасах или деревенских домах.

Хорошая книга может помочь нам забыть об окружающем мире, а также заменить нашу тоску по зеленым лугам. Она может перенести нас с дивана на пляжи Таиланда (как в фильме Алекса Гарланда "Пляж") или на улицы Нью-Йорка (как в фильме Пола Остера "Город стекла").

Итак, сегодня речь пойдет о пяти романах, которые позволят вам оказаться в другом месте в своей голове, будь то славная английская сельская местность, улицы европейского мегаполиса или городское разрастание безымянного индийского города.

Кадзуо Исигуро: Остаток дня (Kazuo Ishiguro: The Remains of the Day)

-2

The Remains of the Day рассказывает историю Стивенса, пожилого дворецкого из Дарлингтон-Холла, и его необдуманного жизненного выбора, который привел его к тому, что он был вовлечен, хотя и только на периферии, в британский фашизм в межвоенные годы.

Эта аллюзия на британский фашизм, в частности, является тем, что выделяет этот роман: это предмет, который не часто обсуждается или даже преподается.

Но в данный момент можно особенно утешиться прекрасными описаниями Ишигуро сельской местности, которую Стивенс – непривычный к свободе передвижения – встречает во время своего путешествия по юго-западной Англии:

То,что я видел, было главным образом полем за полем, уходящим вдаль. Земля мягко поднималась и опускалась, а поля были окаймлены живыми изгородями и деревьями ... это было действительно прекрасное чувство-стоять вот так, с шумом лета вокруг и легким ветерком на лице.

В.Г. Себальд: Эмигранты (W.G. Sebald: The Emigrants)

-3

Эта коллекция из четырех новелл преимущественно представлена в Англии и Германии, но также дает представление о США, Египте, Бельгии и Швейцарии. Сосредоточившись на разных героях в каждой новелле, Себальд изображает, как длинные тени второй мировой войны, повлияли на отдельных людей, а также то, как Германия справилась со своим беспокойным прошлым.

Его описания освещенных курортных садов города Киссингена, с "китайскими фонарями, натянутыми поперек проспектов, проливающими яркий магический свет “и” фонтанами перед зданием регента“, бьющими” попеременно серебром и золотом", вызывают в воображении образы ушедших времен и города, еще не потревоженного бичом антисемитизма.

Повествование Себальда - это коллаж художественной литературы, биографии, автобиографии, путевого письма и философии. Его проза так полна тихой красоты и красноречия, что она всегда помогает забыть свое окружение и войти в тихое и созерцательное “Себальдийское” пространство.

Патрик Модиано: Ордер На Обыск

(Patrick Modiano: The Search Warrant)

-4

Ордер на обыск объединяет в себе реальную историю Доры Брудер, молодой еврейской девушки, которая пропала в Париже в декабре 1941 года.

Модиано пытается проследить передвижения Доры по Парижу, и его книга полна вызывающих воспоминания описаний тихих площадей и шумных улиц, где она могла бы провести некоторое время.

С первой страницы становится ясно, что город Париж принимает статус персонажа – и как читатели мы можем проследить движения рассказчика (и Доры) на карте.

Если мы знакомы с Парижем, то можем представить себе, где они находятся. Прослеживая возможные шаги Доры, Модиано образно воссоздает сумеречную атмосферу оккупированного Парижа.

Рохинтон Мистри, Прекрасный Баланс

(Rohinton Mistry A Fine Balance)

-5

Прекрасный Баланс - это обширное повествование, которое ведет читателя до самого Индийского субконтинента.

Действие романа Мистри разворачивается сначала в 1975 году во время чрезвычайного правительственного периода, а затем в хаотические времена антисикхских беспорядков 1984 года, и в центре его внимания-жизнь четырех главных героев, чья жизнь идет по нисходящей спирали, от нищеты до полной нищеты и, в конечном счете, смерти.

Мистри не обеляет реальность городской бедности в Индии. Его повествование не прячется от болезней или переполненных трущоб с "грубыми лачугами“, стоящими”за железнодорожным забором, рядом с канавой, бегущей с сырыми нечистотами". Это не те места, где нам хотелось бы быть. Но как читатели, мы всецело поглощены жизнью его героев – мы надеемся на них, мы боимся за них и, в конце концов, мы плачем за них.

Элена Ферранте, Моя гениальная подруга

( Elena Ferrante, My Brilliant Friend)

-6

Чтение пространного повествования Ферранте вызывает в воображении образы Неаполя и заставляет чувствовать себя так, как будто стоишь на Пьяцца дель Плебисцито или пьешь Эспрессо в историческом кафе Гамбринус. Вместе с Лену можно увидеть Везувий на другом берегу Неаполитанского залива.

Можно почувствовать, услышать запах Неаполя вокруг себя. Читать о городе, возможно, не так хорошо, как быть там лично, но в данный момент это очень близко.

Конечно, книги не могут остановить глобальную пандемию. Но на короткое время они могут позволить нам забыть окружающий мир и вместо этого перенести нас в другие места, позволив нам, по крайней мере, путешествовать в душе.