Найти в Дзене
Казоку-додзё

Оно-ха Итто-рю: Практика

Оглавление

Тренировка всегда начинается и заканчивается Зарэй (座礼), поклоном на коленях, по направлению Камиза (это не поклон Камидана, а как ссылка на предков). Это дань памяти Иттосаю и даже учителям перед ним.

Студенты должны начать обучение с понимания, что они наследуют техники от Иттосай.

Рэй (礼) сохраняет важность на протяжении всего обучения.

Обычно обучение Оно-х Итто-рю состоит из:

I. Джунби тайсо (準備体操): разминка

Примечание: разминка, проводимая в Рэйгакудо, не является специфической для Оно-ха Итто-рю, это общий тип разминки, характерный для Японии.

II. Какэ Кюхин (架九品): практика 9 Камаэ

9 основных Камаэ в Оно Ха Ittō-ryū:

1. Сэйган (正眼)

2. Ин (阴)

3. Йон (阳)

4. Дзёдан (上段)

5. Гэдан (下段)

6. Вакикамаэ (胁构)

7. Онкен (隠剣)

8. Касуми 霞: чудан (中段), дзедан (上段)

9. Хонгаку (本覚)

Эти камаэ обычно тренируются в таком порядке, но Хонгаку повторяется дважды, один раз в конце и один раз после Гэдан-но-Камаэ.

Какэ Кюхин, практика 9 Камаэ (в нашей группе в ВК есть видео с объяснением Какэ Кюхин от Сосамори Такэми)

Большую часть времени эти камаэ отрабатываются в порядке, указанном выше. После каждой камаэ, возвращаются в Сэйган за исключением Вакикамаэ, за которой сразу следует Онкен. Касуми начинается с Чудан-Касуми, из которой переходят сразу в Дзёдан-Касуми. Гедан-Касуми (下段霞) чаще всего пропускают, но она может быть выполнена между чудан и дзёдан.

После Дзёдан-Касуми есть Цуки Цуитэ Хонгаку (突き付いて本覚): шаг вперед с цуки (突き), а затем отходим в Хонгаку.

После второй Хонгаку есть или Сури-агэ Мэн (磨上面), или Сури-агэ Котэ Орисики (磨上小手折敷き).

В итоге:

· Сейган 正眼

· Ин 陰, за которой следует Сейган 正眼

· Йон 陽; за которым Сейган 正眼

· Дзёдан 上段 (в Какэ Кюхин это Миги Дзёдан); за которым Сейган 正眼

· Гэдан 下段; за тем Сейган 正眼

· Хонгаку 本覚; за ткм Сейган 正眼

· Вакикамаэ 脇構

· Онкен 隠剣; за которым Сейган 正眼

· Чудан Касуми 中段 霞

· Дзёдан Касуми 上 段 霞

· Цуки Цуитэ Хонгаку 突き付いて本覚

· Сури-агэ Мэн 磨上面 или Сури-агэ Котэ Орисики 磨上小手折敷き

· Сейган 正眼

Примечание: в Оно-ха Итто-рю еще много Камаэ. Например:
Гэдан Касуми (下段霞)
Хидари Дзёдан (左上段)
Кобуси Дзёдан (拳上段)
Дай Дзёдан (大上段)
Гьяку Хонгаку (逆本覚)
Хира Сэйган (平正眼)
Синкэн (真剣),…

III. Субури (素振り): практика махов мечом

В Оно-ха Итто-рю, субури практикуют попеременно из Ин (阴) и Йон (阳).

Следующие 2-е серии делают во время каждой тренировки:

· Шомэн Субури (正面素振り), рез вперед к голове.

· Тэ но учи ( 手の內), рез по предплечью противника (котэ).

IV. Кириотоси (切り落し), рез с опусканием меча

Примечание: Практика Кириотоси начинается и заканчивается с Рэй (礼) Оба противника начинают с Рицурэй (立礼 Рэй стоя) не на дистанции боя. Затем они принимают Камаэ с Бокуто, вступая в Ма-ай, чтобы сесть в Сейдза и выполнить Зарэй (座礼, Рэй сидя). Учиката надевает Ониготэ для этой практики.
В конце Кумитачи все делается в обратном порядке (Зарэй, затем Рицурэй).

Кириотоси самая важная техника в Оно-ха Итто-рю. Говорят, что Итто-рю начинается с Кириотоси и заканчивается Кириотоси. Поэтому эта техника выполняется в начале тренировки аналогично Иппонмэ из Одачи Ката, но немного менее формально. Упражнение повторяют несколько раз, начиная и заканчивая Рицурэй.

Ученики изучают Кириотоси на большом расстоянии, заканчивая ударом к горлу. Это называется "Деба" (出刃). Учиката отходит и принимает Дзёдан-но-камаэ. При этом Учиката избегает реза, в то время как Щиката следует за ним с Семэ-агэ (攻め上げ) и наносит удар в котэ Учиката большим движением.

Есть также "Ириба" (入刃) вариант, в котором Шиката заканчивает Кириотоси рубящим ударом по голове вместо реза. Это делается на более короткой дистанции и отрабатывается в конце Син-Гё-Со или Ицуцу-но-Кириотоси.

В Оно-ха Итто-рю Кири-отоси (а на продвинутом уровне другие виды кумитачи также) часто практикуется 3-мя различными способами: Син (真), Гё (行), Со (草).

Дистанция (Ма), способ перемещения, скорость и место удара отличаются:

o СИН (真)

  • Дистанция большая (дальняя): Tō-ма (遠間)
  • Способ перемещения: Фуцу Аси (普通足), нормальная или регулярная ходьба
  • В Кириотоси рез направлен в низ живота: Хэсо (臍)

o ГЁ (行)

  • Средняя дистанция: Чу-ма (近間)
  • Шаги быстрее, чем в Син: Хая Аси (早足), быстрый шаг
  • В Кириотоси рез направлен в горло, Нодо (喉)

o СО (草)

  • Дистанция минимальная (рядом): Чика-ма (近間)
  • Передвижения быстрое очень маленькими шагами: Какэ Коми (駆け込み), переводится, как стремительное, но позволяет контролировать движение
  • В Кириотоси удар нацелен в голову, Мэн (面). Это — Ириба (入刃).
Примечание: "Кай-Гё-Со» или «Син-Гё-Со» происходит из трех способов записи в Японской каллиграфии "Содо" (書道): "Кайсо" (楷书), "Гёсо" (行書) и "Сосо" (草書). Начинают с простой, не скорописной формы Кай (или Син) постепенно переходя на стиль полу-скорописи Гё и затем на скоропись Со.
Написание тремя стилями — Кайсо, Гёсо, Сосо
Написание тремя стилями — Кайсо, Гёсо, Сосо

Другое название для такого рода практика — Рандомэ (хотя строго говоря, Рандомэ больше относится к варианту, где Шиката может применить любой Кириотоси).

Существует и другая форма Кириотоши, которую часто используют в обучении, называется Ицуцу-но-Кириотоси (5 видов Кириотоси):

  • низ живота (Хэсо)
  • солнечное сплетение (Мизуочи)
  • горло (Нодо или Инкё)
  • лицо (Микэн)
  • голова (Мэн).

Первые 4 являются Деба, последний — Ириба.

Цели, наиболее часто используемые в Оно-ха Итто-рю:

С правой стороны 5 целей на центральной линии, которые используются в Ицуцу-но-Кириотоси. Нужно заметить, что руки и запястья, но особенно большие пальцы — также важные цели.
С правой стороны 5 целей на центральной линии, которые используются в Ицуцу-но-Кириотоси. Нужно заметить, что руки и запястья, но особенно большие пальцы — также важные цели.

V. Кумитачи (組太刀)

После Кириотоси начинаются Кумитачи. Кумитачи — традиционная форма для отработки техник, в котором техники выполняются Шидачи (受太刀) против Учидачи. Учидачи (打太刀 — подвергается техникам, но тем не менее руководит формой). В большинстве случаев, ученики используют бокуто (или боккен).

-4

Перед началом отработки ката выполняется ритуальное приветствие Кумитачи-но-Хаджиме (組太刀の始め), в котором оба противника выполнять Рей (礼). Оканчивается тренировка ритуальным закрытием, Кумитачи-но-Осамэ (組太刀の納め ).

Хотя все ката могут быть выполнены с мечом, последняя серия (Батто) всегда выполняется с мечом (иайто, хабики, шинкен) вместо бокуто. В этой серии, ката начинаются с извлечения меча.

Примечание: Одачи Кумитачи включает в себя ГоДзюппон или 50 побед, распределенных по 36 столкновениям. Оно-ха Итто-рю имеет систему подсчета, которая делает акцент на количестве побед, а не на количестве столкновений в ката (в одной схватке может быть 1, 2 или даже 3 победы).
Иппонмэ до Гохонмэ — это основные техники Итто-рю Одачи ката. Поскольку основополагающие принципы остальных техник заложены в первых пяти кумитачи, они должны быть досконально изучены. После того, как ученики наработают надлежащую и прочную основу, благодаря практике этих пяти техник они смогут двигаться дальше и без труда освоят другие техники.
Фактически, 50 Одачи Кумитачи являются подготовкой к Кодзё Гокуи Готэн (набор из 5 ката), который Ито Иттосай изучил у Канэмаки Дзисаи (Чудзё-рю и Канэмаки-рю).
В дополнение к оригинальным 50-ти Одачи Кумитачи, которым учил Оно Дзироэмон Тадааки, следующие поколения Сокэ, Оно Дзироэмон Тадацунэ (сын Тадааки) и Оно Дзироэмон Тадао, собрали дополнительный набор из 10 Ваза: Одачи Цука (大太刀追加).

В начале и в конце Кумитачи Рэй желают в Сэйдза. Это вежливый способ проявить уважение. Спина должна быть прямой. Учидачи (обычно более подготовленный ученик) делает паузу на один вдох, Шидачи делает паузу на 3 вдоха. Когда глаза снова встречаются, Шиката следует за движениями Учиката.

-5

В начале каждой техники оба противника разделены в Санген-но-маай. На этой дистанции оба принимают Камаэ и начинают сближаться в Иссоку-Итто-но-маай, расстояние из которого можно эффективно начать.

В конце каждой техники, после Заншин, Учиката и Шиката принимают Ай-сэйган (оба в Сэйган, скрещивая кончики мечей). Затем Учиката опускает киссаки обхватывает рукоять меча (Кашира), отпуская правую руку; Шиката повторяет это. Затем Учиката и Шиката отступают на 5 маленьких шагов в Санген-но-маай. Способ, которым обе стороны сходятся и расходятся, одинаков для всех методов.

Учиката выступает в роли наставника и учит Шиката, который берет на себя роль ученика.

VI. Катагейко (形稽古):

Наиболее подготовленные ученики продолжают изучение других ката, Катагейко (形稽古):

➢ Обучение через повторение ката (формальный набор техник, используемых для передачи техник школы) является неотъемлемой частью практики.

➢ Ката Оно-ха Итто-рю — это Кумитачи (組 太 刀): они выполняются в парах и основаны на реальных боевых ситуациях. Таким образом, как только ученики овладеют базовыми навыками, оппонент может атаковать их с разных направлений и углов, а не только заранее определенным способом. Используемые методы принципиально не меняются, но способ их применения не фиксирован. Ученики должны научиться реагировать соответственно.

➢ Ученики обычно используют деревянный меч Бокуто (木刀), а Учиката (тот, кто руководит), носит толстые защитные перчатки «Ониготэ» (鬼 籠 手).

Ониготэ
Ониготэ

➢ Тем не менее, в школе также используется Хабики (刃引き), стальной, в отличие от цинкового Иайто, не заточенный меч. Он более надежный, чем Иайто, но, в отличие от Шинкен, не острый.

-7

➢ Каждая ката (形) состоит из нескольких ваза (техник). Всего в Оно-ха Итто-рю более 150 ваза. К ним относятся ката с длинным мечом, коротким мечом, хабики и батто ката.

Ката Оно-ха Итто-рю изучают в следующем порядке:

· ОДАЧИ (大太刀): 50 (Одачи ГоДзюпон) + 10 дополнительных Ваза (Одачи Цука)

· КОДАЧИ (小太刀): 9 Ваза

· АЙ КОДАЧИ (合 小太刀): 8 Ваза

· САНДЗЮ (三重): 1 Ваза

· ХАБИКИ (刃引): 11 Ваза

· ХИЧУ НО ХИ ГОКУИ ХОШАТО (秘中の秘 極意払捨刀): 10 (или больше) Ваза

· КОДЗЁ ГОКУИ ГОТЭН (高上極意五点): 5 Ваза

· ХАКИРИ-АЙ (ハキリ合): 12 Ваза

· КУКА-НО-ТАЧИ (個之太刀): 9 Ваза

· ТА-РЮ-КАЧИ-НО-ТАЧИ (高上極意五点): 11 Ваза

· ЦУМЕЗА БАТТО (詰座抜刀): 17 Ваза

· ТАЧИАЙ БАТТО (立合抜刀): 5 Ваза

Другие ката:

· Сэйдзё-Рэй-кен (40)

· Гунсин Огами но Сики тачи (7)