Как мастера музыкальных инструментов приобретают древесину? Используют ли они предварительно заготовленную древесную плиту, или смотрят на отдельное дерево и решают, что оно может породить гитару со звуком, который им нужен, а затем заготавливают его под свои нужды?
Отвечает лютье Dana Bourgeois, основатель «Bourgeois Guitars».
Короткий ответ заключается в том, что я обычно работаю в тесном контакте с различными проверенными поставщиками акустической древесины, приобретая пиломатериалы, которые уже нарезаны, подогнаны и подсушены специально для изготовления акустических гитар.
Как правило, я стараюсь инвентаризировать запасы древесины на шесть месяцев вперёд. Тем не менее, из-за случайностей конъюнктуры на определённых рынках древесины или непредвиденных взлётов и падений в гитарных предпочтениях, я иногда могу выполнить заказ из экзотической далматской ели (Dalmatian spruce) для верхней деки, или какого-нибудь тасманского чёрного дерева (Tasmanian blackwood).
Адирондакская ель (Adirondack spruce) по 200 долларов может показаться дороговатым материалом, тем более что этот вид растёт на моём заднем дворе. Но каждый хороший поставщик в моём списке учитывает каждую копейку в своей работе. Заготовка древесины, даже при использовании внешних подрядчиков, требует специализированного оборудования, пространства, командировочного бюджета, опытной рабочей силы и рынков сбыта для любой части дерева, которая не является высшим сортом акустической древесины.
Некоторые магазины находят преимущества в заготовке собственной древесины на собственном производстве или просто любят это делать. Мой магазин обнаружил, что капитал, необходимый для переработки, лучше работает у легальных поставщиков бразильского палисандра (Brazilian rosewood).
Недавно я воочию взглянул на логистику превращения деревьев в древесину, когда владелец лесного участка в Теннесси пригласил меня принять участие в сборе и переработке орехового дерева, находящегося в его собственности. Прошлым летом я пометил несколько больших деревьев, которые будут срублены в зимние месяцы, когда деревья «спят», и в них мало соков. Брёвна будут доставлены на лесопилку, которая специализируется на распиловке и обработке ореха, после чего я выберу несколько досок для дополнительной распиловки для задних дек, обечаек и грифа.
Моя роль в этом приключении заключалась в том, чтобы наблюдать за деревьями в их естественной среде обитания и рассказывать лесорубу о требованиях для изготовления гитар. Вот выдержка из моих инструкций для лесорубов:
«Спинки имеют границы на 8 х 24 х ¼ дюймов; боковые части — 5 х 32 х ¼ дюймов. Гитара требует пары задних частей и пары боковых. Спинки и бока должны соответствовать друг другу по внешнему виду и, как правило, вырезаться из одной доски. Их можно изготавливать из досок любой длины 2 x 8 или 2 x 10 дюйма. Я могу обрезать отдельные сучки и пятна, но на готовых деталях не должно быть заболони. Спины и боковые стороны должны быть квадратными, с минимальной продольной выработкой; конечное волокно не должно проходить под углом 90 градусов к поверхности доски, но может отклоняться на плюс-минус 15 градусов. Если брёвна плоские, я могу выбрать доски, вырезанные по центру бревна».
Обратите внимание, что здесь совсем не упоминается качество звука или даже внешний вид — два самых важных свойства акустической древесины. Внешний вид не будет известен до тех пор, пока брёвна не будут распилены, а звук не может быть полностью оценён, пока доски не будут повторно распилены на комплекты и дополнительно подсушены.
Я надеюсь сделать несколько крутых гитар из этого дерева, но могу, насколько чувствую, довольствоваться и хорошими половыми досками. До сих пор этот проект был отличным учебным опытом и очень увлекательным. Мой самый главный вывод: занимайся своим делом, парень...
По материалам публикации (англ.).